Команда астрономов использовала Очень большой телескоп (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, чтобы получить новые данные о планетах вокруг ближайшей звезды L 98-59, которые напоминают планеты внутренней Солнечной системы. Среди открытий – планета с массой в два раза меньше массы Венеры. Это самая легкая экзопланета, которую когда-либо измеряли с помощью метода лучевых скоростей. На 30% планета состоит из воды и может находиться в зоне обитания, сообщает пресс-служба ESO.

«На планете в обитаемой зоне может быть атмосфера, которая могла бы защищать и поддерживать жизнь», – говорит Мария Роса Сапатеро Осорио, астроном из Центра астробиологии в Мадриде (Испания) и один из авторов исследования, опубликованного в Astronomy & Astrophysics.

Обнаруженная в 2019 году планетная система L 98-59 является привлекательной целью для будущих наблюдений за атмосферой экзопланет. Планеты вращаются вокруг звезды всего в 35 световых годах от нас, и теперь было обнаружено, что в системе находятся скалистые планеты, такие как Земля или Венера, которые находятся достаточно близко к звезде, чтобы быть теплыми.

Команда смогла сделать вывод, что три планеты могут содержать воду внутри или в атмосфере. Две ближайшие к звезде планеты в системе L 98-59, вероятно, могут иметь лишь небольшое количество воды, в то время как на третьей планете вода может составлять до 30% ее массы.

Кроме того, ученые обнаружили «скрытые» экзопланеты, которые ранее не были замечены в этой планетной системе. Они выявили четвертую планету и подозревают, что есть пятая – и она расположена на таком расстоянии от звезды, чтобы на ее поверхности могла существовать жидкая вода.

С помощью метода лучевых скоростей астрономы смогли определить, что самая внутренняя планета в системе в два раза легче Венеры. Это делает ее самой легкой экзопланетой, когда-либо измерявшейся с помощью этого метода, который позволяет вычислить массу и орбиту планеты через едва уловимые колебания звезды. Звезда, на которую действует притяжение вращающейся вокруг нее планеты, может немножко двигаться – то по направлению к нам, то от нас. От этого смещается спектр излучения звезды, который можно наблюдать с помощью наземных приборов – и проводить расчёты исходя из этих колебаний.

[Фото: ESO/M. KORNMESSER]