Астрономы из США обнаружили необычного белого карлика. Одна сторона звезды состоит из водорода, а другая — из гелия, сообщает Калифорнийский технологический институт. Статья, посвященная открытию, появилась в журнале Nature

Белые карлики — это обжигающие остатки звезд, которые когда-то были похожи на наше Солнце. По мере того, как звезды стареют, они превращаются в красных гигантов; в конце концов, их внешний материал «сдувается», а ядра сжимаются в плотные, раскаленные добела белые карлики. Наше Солнце превратится в белого карлика примерно через пять миллиардов лет.

Недавно обнаруженный белый карлик получил прозвище Янус в честь двуликого римского бога. Исследование показало, что звезда совершает полный оборот вокруг своей оси каждые 15 минут.

Почему у белого карлика такие совершенно разные лица? На данный момент есть несколько возможных теорий. Согласно одной из них, мы стали свидетелями того, как «Янус» проходит редкую фазу эволюции белых карликов. После образования белых карликов их более тяжелые элементы опускаются к их ядрам, а их более легкие элементы — водород является самым легким из всех — выходят на поверхность. Но со временем, когда белые карлики остывают, считается, что материалы смешиваются друг с другом. В некоторых случаях водород подмешивается внутрь и разбавляется, так что гелий становится более распространенным. Возможно, ученые увидели «Януса» как раз во время такой фазы. Но возникает вопрос: почему переход происходит таким бессвязным образом, когда одна сторона развивается раньше другой?

Ответ, по мнению научной группы, может заключаться в магнитных полях. Магнитные поля вокруг космических тел, как правило, асимметричны или сильнее с одной стороны — поэтому они могут предотвратить смешивание материалов.

Другая теория, предложенная командой, также зависит от магнитных полей. Но в этом сценарии считается, что поля изменяют давление и плотность атмосферных газов.

«Магнитные поля могут привести к снижению давления газа в атмосфере, и это может привести к образованию водородного "океана" там, где магнитные поля самые сильные», — говорит один из авторов статьи Джеймс Фуллер, профессор теоретической астрофизики Калифорнийского технологического института.

Какая из этих теорий верна — пока сложно сказать. Чтобы ответить на этот вопрос, команда надеется найти больше белых карликов, похожих на Януса, с помощью Zwicky Transient Facility (ZTF) — инструмента, который каждую ночь сканирует небо из Паломарской обсерватории Калифорнийского технологического института недалеко от Сан-Диего. Именно ZTF обнаружил двуликую звезду.

[Фото: K. MILLER, CALTECH/IPAC]