Исследователи из Испании выяснили, что белок CSDE1, который раньше был связан с развитием рака, имеет двойственную природу: он также может подавлять образование опухолей. В зависимости от того, в каком типе клеток он находится, сообщают ученые в журнале Cell Reports. Новость появилась на официальном сайте испанского Центра геномного регулирования.

В своей работе ученые собрали у мышей кератиноциты – самый распространенный тип клеток кожи в эпидермисе (составляют около 90% всех клеток эпидермиса). Кератиноциты могут вызывать различные типы рака кожи, включая базальноклеточный и плоскоклеточный рак, которые относятся к наиболее распространенным видам рака у человека.

Затем исследователи экспериментально включили в эти клетки гены, которые управляют образованием рака, что заставило клетки стареть. Старение, как недавно обнаружили ученые, защищает от рака: замедляется деление клеток – не только здоровых, но и мутировавших. Но клетки, в которых уровни белка CSDE1 были низкими, не могли стареть, а потому становились более уязвимыми для рака.

Далее, когда CSDE1-истощенные клетки вживили под кожу мышей, у грызунов начали формироваться злокачественные опухоли. У каждой мыши развилась плоскоклеточная карцинома в течение 15-20 дней, что подчеркивает важность CSDE1 в подавлении развития опухоли.

Исследователи обнаружили, что CSDE1 мешает раку прогрессировать с помощью двух разных механизмов. Во-первых, он побуждает клетку вырабатывать коктейль из цитокинов и ферментов, которые заставляют клетку входить в состояние постоянной остановки роста. Во-вторых, CSDE1 останавливает синтез YBX1, белка, который способствует росту и агрессивности опухоли.

По словам авторов, результаты исследования удивительны, так как CSDE1 ранее был связан со стимуляцией образования рака, а не с его подавлением. Предыдущие исследования той же группы ученых показали, что CSDE1 способствует образованию метастазов при меланоме – менее распространенном, но наиболее агрессивном типе рака кожи. И другие работы подтвердили, что CSDE1 связан с пролиферацией опухоли при многих типах рака.

«Он [CSDE1] имеет непредсказуемую двойственную природу в зависимости от того, в каком типе клеток и тканей он обнаружен, – комментирует доктор Фатима Гебауэр, старший автор исследования. – Мы не знаем, почему этот белок вызывает рак в одних случаях и подавляет его в других. Изучение первопричины этого будет иметь важное значение для открытия новых, более персонализированных методов лечения рака».

CSDE1 – это РНК-связывающий белок, тип белка, который контролирует РНК, часто – как только они создаются, и потенциально может сильно изменить их функции. Одна из возможных теорий, объясняющая, почему CSDE1 ведет себя по-разному, заключается в том, что у здоровых клеток кожи или опухоли варианты белка немного отличаются и по-разному влияют на более глобальный молекулярный механизм.

[Фото: ANNAGIULIA CIOCIA/CRG]