Тамар Макин (Tamar Makin) из Университетского колледжа Лондона, Великобритания, Авитал Хахами (Avital Hahamy) из Института науки Вейцмана, Израиль, обнаружили, что у одноруких людей область головного мозга, которая обычно включается при активности этой недостающей руки, вместо этого включается при активности других частей тела, в том числе руки, ноги и рта, которые исполняют функции этой отсутствующей руки. Исследователи утверждают, что это открытие может внести фундаментальные изменения в нынешние представления о том, как устроен мозг. свои результаты они изложили в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
В экспериментах участвовали 17 человек, которым не хватало руки с рождения, а также 24 двуруких входили в контрольную группу. Каждого участника записывали на видео, когда он выполнял пять повседневных задач, таких как упаковка подарка или пересчитывание денег, чтобы посмотреть, как он или она будут двигаться. Участникам также предлагалось перемещать различные части их тела и одновременно их мозг сканировали с использованием функциональной МРТ (fMRI).
«Мы обнаружили, что область мозга, отвечающая за руки, — которая занимает довольно значительную часть мозга, — у одноруких с рождения используют многие другие части тела. — сказала Макин. — Интересно, что эти части тела, которые получают преимущества от использования освобожденной части мозга, это те самые, которые однорукие люди используют для замещения функций отсутствующей руки — скажем, когда приходится открывать бутылку воды».
«С научной точки зрения, думаю, один из способов поместить наши результаты в более широкий контекст — это сказать, что "область рук" не отвечает за руки в узком смысле, но это часть мозга, отвечающая за функции, которые "обычно" осуществляет эта рука», — объяснила Макин.
«В неповрежденных участниках все это проделывает недоминирующая рука, — продолжила она. — Но тот факт, что мы видим такое поразительное соотнесение этой области мозга у рожденных однорукими, может указывать на то, что на самом деле это не "область рук" как таковая. Если это так, то мы неправильно представляем себе организацию как основанную на частях тела, а не на функциях. Это поразительная мысль, что мы могли так долго понимать все это неправильно, и если наша интерпретация верна, последствия будут грандиозны». Впрочем, она оговорилась, что это еще только рабочая гипотеза.
Независимо от того, подтвердится ли предположение Макин об организации мозга, основанной на функциях, а не частях тела, результаты в любом случае обнаруживают замечательную пластичность мозга. Она надеется найти способ побудить мозг соотноситься с и контролировать искусственные части тела, например, протез руки, используя ту область, которая контролировала бы недостающую руку.
«Если мы, как нейробиологи, могли бы использовать этот процесс, мы могли бы предоставить действительно мощный инструмент для улучшения здравоохранения и общества в целом, — сказала Макин. — К сожалению, этот процесс в настоящее время довольно ограничен в мозгах взрослых людей, но, изучая, как это происходит спонтанно у одноруких, мы, вероятно, сможем понять, чего мы могли бы достичь».