7 декабря в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) проходит Академическая научная конференция Российской академии образования «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа». Ректор СПбГУП, академик РАО, член-корреспондент РАН Александр Сергеевич Запесоцкий представил на научном форуме доклад «Культуроцентристская концепция высшего образования и опыт ее реализации в СПбГУП (1993-2023)». Ученый посвятил часть выступления рассказу о пяти основных стадиях, которые проходит университетское образование в ходе развития общества.
«Нами были проанализированы исторически сложившиеся взаимосвязи основных концепций образования с доминирующими типами культуры», — пояснил А.С. Запесоцкий, рассказывая о подготовке университетом собственной образовательной концепции.
Первая образовательная модель — теоцентристская — была основана на религиозных принципах, в прошлом господствовавших в Западной Европе. Следующим уровнем, как сообщил А.С. Запесоцкий, стала техноцентристская концепция, характеризующаяся ростом числа естественнонаучных дисциплин в высших учебных заведениях.
Ученый отметил, что на следующем этапе развития возникли две конкурирующие концепции образования — антропоцентристская и социоцентристская. Если первая фокусируется на потребности конкретной личности в получении знаний, то вторая акцентируется на соответствии образования запросам общества (именно она господствовала в СССР и ныне характерна для социалистических стран).
Следующей ступенью эволюции образования, сменившей антропо- и социоцентристские модели, стала культуроцентристская концепция, разработанная и внедренная в СПбГУП.
«Мы ощущали потребность в приведении ценностных основ образования в соответствие с базовыми универсальными мировыми ценностями и со спецификой нашей национальной картины мира, что очень важно», — подчеркнул А.С. Запесоцкий.