23 ноября в МГУ им. М.В. Ломоносова открылся двухдневный Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики, посвященный 270-летию со дня основания университета. О развитии математической науки в современном мире и переменах в российском математическом образовании рассказал «Научной России» декан механико-математического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Андрей Игоревич Шафаревич.

«Сейчас математическая наука развивается таким образом, что с очень большой скоростью укрепляются и появляются новые связи как внутри самой математики между различными дисциплинами, так и с разными смежными науками», — сообщил ученый. А.И. Шафаревич заметил, что в настоящее время математика активно применяется не только в «традиционных» науках, таких как физика и химия, но и в экономике, финансовой сфере, computer science, биологии.

«Поэтому перед преподаванием математики стоят новые задачи: мы должны студентов за относительно небольшой срок, который им отпущен, научить самым современным разделам [математики] так, чтобы они могли ориентироваться в этом современном мире», — подытожил исследователь.

А.И. Шафаревич подчеркнул, что для достижения этих целей механико-математический факультет МГУ активно развивается: «У нас непрерывно открываются новые курсы и новые образовательные программы».

В заключение ученый рассказал «Научной России» о развитии применения математических знаний в различных областях деятельности в современном мире.

«Математика всегда играла центральную роль во всех сферах. Но все-таки наша главная цель как центрального математического вуза России — это подготовка людей, которые будут профессионально работать в самой математике, а не применять ее в других сферах. Хотя за последнее время очень сильно развиваются математические финансы, <…> математическая биология. Очень сильно развивается направление «искусственный интеллект»: в нем есть огромная математическая составляющая. Очень динамично развивается применение математики в медицине: во многих больницах есть отделы, где развиваются математические методы для того, чтобы внедрять самые современные медицинские технологии», — отметил А.И. Шафаревич.