0 комментариев 875

Новый противоопухолевый препарат прошел доклинические испытания

Ученые ИХБФМ СО РАН взяли вирус осповакцины, вырезали из его генома два гена, ответственные за его вирулентность, и встроили туда два других гена, усиливающих онколитическую активность

Препарат для лечения рака молочной железы, созданный на основе обезвреженного вируса осповакцины Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», показал свою эффективность в ходе доклинических исследований, сообщает издание «Наука в Сибири». Сейчас планируется перейти к первой стадии клинических испытаний, которая пройдёт в Санкт-Петербурге.

Ученые взяли вирус осповакцины тот самый, которым привита значительная часть населения России, вырезали из его генома два гена, ответственные за его вирулентность (способность вызывать заболевание или гибель организма — Прим. ред.), и встроили туда два других гена, усиливающих онколитическую активность.

«Попадая в организм, вирус находит опухолевую клетку, заражает ее и начинает там размножаться (при этом здоровые клетки остаются незатронутыми). С одной стороны, он продуцирует белки, убивающие эту клетку, а с другой — успевает в ней размножиться, и, попадая в кровоток, начинает распространяться по организму и искать другие мишени, — рассказывает заведующий лабораторией биотехнологий ИХБФМ СО РАН кандидат биологических наук Владимир Александрович Рихтер. — Таким образом, мы имеем лекарство, которое эффективно угнетает основную опухоль, ищет и подавляет рост метастазов и является, по сути, самореплицирующимся и самопродуцируемым. Теоретически, однократное введение его в организм позволяет на достаточно длительный временной период сохранить противоопухолевую активность».

Исследователи позиционируют этот препарат как средство против рака молочной железы. Однако у них есть данные, что он эффективен и против некоторых других видов рака (это показано на культурах клеток и животных моделях).

На данный момент лекарство успешно прошло доклинические исследования. «Буквально на следующей неделе мы собираемся подать документы в Министерство здравоохранения РФ для получения разрешения на первую стадию клинических испытаний, — говорит Владимир Рихтер. — В ходе неё будет проверяться безопасность препарата. У нас есть партнер, компания из Санкт-Петербурга, которая будет организовывать и проводить эти исследования, они готовят сейчас пакет документов; подобраны клиники».

Предполагается, что первая стадия клинических испытаний займет полтора года. Учёные надеются приступить к ней осенью. Если все пройдет успешно, примерно к середине 2022 года она будет закончена, и можно будет переходить к следующим этапам.

Потенциальный производитель тоже найден — подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве с компанией «Ветор-БиАльгам». «Один из основных их продуктов — вакцина против вируса гепатита А, способ её получения очень похож на технологию получения нашего препарата, поэтому мы туда достаточно легко интегрировались», — отмечает Владимир Рихтер.

вирус осповакцины противоопухолевый препарат