Команда астрономов опубликовала новые изображения близлежащих галактик, которые напоминают красочный космический фейерверк. Фотографии, полученные с помощью Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), показывают компоненты галактик в различных цветах, что позволяет астрономам точно определять местоположение молодых звезд и газа, который они нагревают вокруг себя. Объединив эти новые наблюдения с данными ALMA, ученые получают больше информации о том, что вызывает образование звезд из газа, сообщает пресс-служба ESO.

Известно, что звёзды рождаются в облаках газа. Но что вызывает звездообразование и какую роль галактики в целом играют в этом – все ещё вопрос для науки. Рождаются ли звезды в определенных регионах своих родительских галактик? И, если это так, то почему? И как после рождения звезд их эволюция влияет на формирование новых поколений звезд? Данное исследование помогает приблизиться к ответам на эти вопросы.

Ученые использовали спектрограф MUSE на Очень большом телескопе ESO, чтобы проследить за новорожденными звёздами и тёплым газом вокруг них, который освещается и нагревается звездами. MUSE собирает спектры – «штрих-коды», которые сканируют астрономы, чтобы раскрыть свойства и природу космических объектов – в каждом месте в пределах своего поля зрения, таким образом предоставляя гораздо более богатую информацию, чем традиционные инструменты. В рамках этого проекта MUSE наблюдала 30 тысяч туманностей теплого газа и собрала около 15 миллионов спектров различных областей галактики.

Также исследователи изучили наблюдения ALMA. ALMA, которая, как и VLT, находится в Чили, особенно хорошо подходит для картографирования облаков холодного газа – частей галактик, обеспечивающих сырье, из которого формируются звезды. Ее данные позволили астрономам нанести на карту около 100 000 областей холодного газа в 90 близлежащих галактиках, создав беспрецедентно четкий атлас звездных яслей в тесной Вселенной.

Комбинируя изображения MUSE и ALMA, астрономы могут исследовать галактические регионы, где происходит звездообразование, по сравнению с тем, где это ожидается, чтобы лучше понять, что запускает, ускоряет или сдерживает рождение новых звезд. Полученные в результате изображения дают захватывающе красочное представление о «звездных яслях» в соседних галактиках.

Помимо изображений ALMA и MUSE, астрономы также использовали данные с космического телескопа «Хаббл» НАСА/ЕКА. Были выбраны различные обсерватории, чтобы команда могла сканировать наших галактических соседей на разных длинах волн (видимая, ближняя инфракрасная и радио-), причем каждый диапазон длин волн раскрывает отдельные части наблюдаемых галактик.

«Их комбинация позволяет нам исследовать различные стадии рождения звезд – от образования звездных яслей до самого начала звездообразования и окончательного разрушения яслей новорожденными звездами – более подробно, чем это возможно с наблюдениями с одного прибора», – говорит член команды Франческо Бельфиоре из INAF-Arcetri во Флоренции (Италия).

[Фото: ESO/PHANGS]