Слизистая является первой линией защиты от вредных бактерий в нашем кишечнике. Ученые выясняют, может ли она быть частью нашей защиты от болезней мозга, - пишет eurekalert.org.

Изменения в кишечной слизи могут способствовать бактериальному дисбалансу и усугублять основные симптомы мозговых расстройств, таких как аутизм, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и рассеянный склероз. Однако точные причинно-следственные связи пока не были выявлены.

Теперь новый научный обзор 113 исследований в области неврологии, кишечника и микробиологии, проведенных специалистами из Мельбурнского королевского технологического института, предлагает общую нить - изменения в кишечной слизи.

Старший автор - доцент Элиза Хилл-Ярдин - сказала, что эти изменения могут способствовать бактериальному дисбалансу и усугублять основные симптомы неврологических заболеваний.

«Слизистая является критически важным защитным слоем, который помогает сбалансировать хорошие и плохие бактерии в кишечнике, но вам нужно ее правильное количество - не слишком мало и не слишком много, - говорит Хилл-Ярдин. - Исследователи ранее показали, что изменения кишечной слизи влияют на баланс бактерий в кишечнике, но до сих пор никто не установил связь между кишечной слизью и мозгом».

«Наш обзор показывает, что люди с аутизмом, болезнью Паркинсона, болезнью Альцгеймера и рассеянным склерозом имеют разные типы бактерий в слизистой кишечника по сравнению со здоровыми людьми, а также разные количества хороших и плохих бактерий, - добавляет Элиза Хилл-Ярдин. - Это новая связь кишечника с мозгом, которая открывает новые возможности для ученых, поскольку мы ищем способы лучше лечить расстройства мозга, ориентируясь на наш «второй мозг» - кишечник».

Кишечная слизь различна в зависимости от того, где она находится в желудочно-кишечном тракте - в тонкой кишке она более пористая, поэтому питательные вещества из пищи могут легко всасываться, тогда как в толстой кишке слизь густая и должна быть непроницаемой для бактерий.

Слизь полна пептидов, которые убивают бактерии, особенно в тонкой кишке, но она также может служить источником энергии, питая некоторые бактерии, которые живут внутри нее.

Ученые узнают, что мозговые расстройства могут влиять на нейроны в кишечнике. Например, исследователи Мельбурнского королевского технологического института показали, что при аутизме страдают нейроны как мозга, так и нервной системы кишечника.

Новый обзор предполагает, что снижение защитной функции кишечной слизи может сделать пациентов с неврологическими заболеваниями более восприимчивыми к желудочно-кишечным проблемам.

Хилл-Ярдин сказала, что тяжелая дисфункция кишечника может усугубить симптомы расстройств головного мозга, значительно влияя на качество жизни пациентов и их семей.

«Если мы сможем понять роль, которую играет кишечная слизь в заболевании головного мозга, мы можем попытаться разработать методы лечения, которые бы использовали именно эту часть связи кишечник-мозг, - добавила она. - Наша работа показывает, что микробная инженерия, а также изменение кишечной слизи для повышения количества полезных бактерий, имеют потенциал в качестве терапевтического варианта при неврологических расстройствах».

[Фото: ru.123rf.com/profile_maya2008]