Во Вселенной настолько много черных дыр, что определить их все невозможно. В одной нашей галактике их может быть до 100 миллионов. Почти все черные дыры делятся на два класса: большие и колоссальные. Большие составляют от 10 до 100 масс нашего Солнца и являются остатками умирающих звезд. Сверхмассивные черные дыры более чем в миллион раз превышают массу солнца и обитают в центре большинства галактик.

Но черные дыры промежуточных масс, от ста до нескольких сотен тысяч масс Солнца, настолько сложно измерить, что даже само их существование до недавнего времени было под сомнением. Мало известно о том, как эти черные дыры формируются. И многих ученых волнует вопрос о том, ведут ли себя черные дыры промежуточных масс точно так же как другие черные дыры.

Как сообщает пресс-служба Университета Мэриленда (США), команда астрономов подтвердила существование одной из таких черных дыр. Она находится в 12 миллионах световых лет от Земли, а ее размер равен примерно 400 Солнцам.

Черные дыры невидимы, так как свет не может преодолеть их притяжение, поэтому астрономы отслеживают их по гравитационному притяжению других объектов. Как мусор кружится вокруг центра торнадо, «космический хлам» вокруг черной дыры создает трение и испускает излучение, делая черные дыры одними из самых ярких объектов во Вселенной.

Еще в 1999 году в Messier 82, галактике в созвездии Большой Медведицы, был зафиксирован объект, названный M82 X-1, но тогда его не определили как черную дыру промежуточной массы.

С 2004 по 2010 год было проведено более 800 наблюдений за M82 X-1 на спутниковом телескопе НАСА Rossi X-Ray Timing Explorer (RXTE), чтобы зарегистрировать рентгеновские лучи, испускаемые объектом. Астрономы университета Мэрилэнда проанализировали их интенсивность и длину их волны.

Среди всего, что кружится вокруг черной дыры, они заметили две ритмично повторяющиеся вспышки света. «Это можно сравнить с определенным синкопированным ритмом, как в босанове или песне The Beatles “Abbey Road”», — рассказал соавтор исследования профессор Ричард Мушоцкий (Richard Mushotzky).

По этим параметрам раньше определяли только небольшие черные дыры, впервые методика была применена к черным дырам промежуточных масс, и результаты, соответственно, требуют дальнейших уточнений и объяснений.

Фото: NASA/CXC/Tsinghua Univ./H. Feng et al.