Новую экологически безопасную и экономически эффективную технологию переработки сложных медно-цинковых руд предложили специалисты Уральского федерального университета. Технология может быть интересна промышленным предприятиям, добывающим медь и другие благородные металлы, так как не только повышает объем извлеченных цветных металлов, но и упрощает процесс переработки руды, соответственно, снижает издержки. Создание технологии поддержало государство — работа выполнена в рамках госзадания РФ (грант № 075-03-2021-051/5 (FEUZ-2021-0017)). Описание метода, показатели эффективности и современное состояние медной сырьевой базы представлены в диссертации одного из соавторов технологии, младшего научного сотрудника научной лаборатории перспективных технологий комплексной переработки минерального и техногенного сырья цветных и черных металлов УрФУ Максима Третьяка.
«Наша технология позволяет эффективно перерабатывать сложные медно-цинковые коллективные концентраты. Обычно их дальнейшее обогащение на монокомпонентные составы достаточно длительно и многостадийно, а с помощью нашей технологии эту многостадийность можно избежать, что также упрощает технологический процесс и снижает издержки. При традиционной переработке сложных руд потери благородных металлов составляют от 4% до 30%. Лабораторные испытания показали, что с помощью нашей технологии можно снизить эти потери, а также извлекать из медно-цинкового сырья до 63,75% железа и 99% цинка в отдельные продукты. Содержание меди в конечном продукте увеличилось более чем в два раза по сравнению с исходным коллективным концентратом — с 11,03% до 23,1%», — поясняет Максим Третьяк.
Суть технологии специалистов УрФУ заключается в применении двухэтапной схемы — автоклавное окислительное выщелачивание и гидротермальная обработка. При этом выщелачивание происходит при низких температурах (менее 105 °С), что позволяет селективно растворять, к примеру, пирит. На стадии гидротермальной обработки при повышенных температурах (более 180 °С) применяют поверхностно-активные вещества, что позволяет увеличить количество осаждаемой меди в пять раз.
«За последние 50 лет среднее содержание металлов в сырье уменьшилось более чем на 50%. Наблюдается тенденция истощения богатых месторождений, и металлургическим предприятиям приходится вовлекать в переработку более сложное сырье. Процессы переработки усложняются, а традиционные технологии уже не справляются. Значительная часть металлов теряется и переходит в отвалы и хвостохранилища: до 35% меди, до 40% цинка, до 50% свинца, до 50% редких и благородных металлов. Формируется большое количество отходов и “техногенных месторождений”, содержащих ценные элементы различных металлов. Это, в свою очередь, приводит к снижению производительности предприятий, ухудшению качества получаемых концентратов, увеличению расхода реагентов и повышению себестоимости продукции», — добавляет Максим Третьяк.
Технология может быть полезна как российским, так и зарубежным промышленным компаниям, полагают специалисты.
«Несмотря на то что обычно концентраты содержат около 10–18% меди, 5–12% цинка, 1–10% свинца, 20–30% железа, 25-45% серы и небольшое количество других металлов, включая благородные, состав сырья в разных точках мира может сильно отличаться, и придется потратить некоторое время на оптимизацию нашей технологии для переработки конкретных видов», — заключает Максим Третьяк.
В планах исследователей провести испытания на российских обрабатывающих предприятиях, что позволит уточнить производственные показатели новой технологии. Однако, по предварительным подсчетам, технология может окупиться за пять лет.
Справка
В 2022 году мировые запасы меди составляли более 900 млн тонн. Средняя потребность в меди оценивалась в 30 млн тонн в год. Наибольшее производство мировой меди сосредоточено в Северной и Южной Америках, Китае и Республике Конго. На 2022 год в России добывали 4% мировых объемов меди (875 тыс. тонн).
На данный момент около 80% мировой меди добывается из сульфидных руд, состоящих преимущественно из минералов — халькопирита, борнита и халькозина. Также в этих рудах присутствуют сульфиды других металлов, например, пирита, сфалерита, галенита. В России медь сосредоточена в сульфидных медно-никелевых рудах (около 45%), медно-колчеданных (28%) и медистых песчаниках и сланцах (около 20%). Около 6% запасов меди находятся в медно-порфировых, железомедных рудах.
Чаще всего содержание меди в комплексных рудах достигает не более 1–1,5%, поэтому их подвергают предварительным процессам обогащения, увеличивая содержание меди до 20–30%. Остальные 20% меди находятся в окисленных медных рудах, которые извлекаются методами кучного и подземного выщелачивания.
Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета
Источник фото: ria.ru