Сегодня были объявлены имена лауреатов Нобелевской премии 2020 г. по химии. Ими стали Эммануэль Шарпантье из Франции и Дженнифер Дудна из Соединенных Штатов Америки, получив премию за развитие метода редактирования генома.
Ученые РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова рассказали, в чем ценность научного открытия лауреатов.
Константин Викторович СЕВЕРИНОВ — специалист в области молекулярной биологии, профессор Сколковского института науки и технологий, профессор Ратгерского университета, заведующий лабораториями в Институте молекулярной генетики РАН и Институте биологии гена РАН.
«В 2012 г. Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна стали первыми, кто показал, что система CRISPR-Cas, которая используется бактериями для борьбы с вирусами-бактериофагами и которая экспериментально изучалась с 2007 г., может быть использована не только для защиты бактерий от вирусов, но и для того, чтобы "раскусывать" ДНК практически в любой заданной последовательности. То есть служить генетическими ножницами, которые могут быть запрограммированы узнавать и раскусывать определенные участки ДНК. На этом работа Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна фактически закончилась. Другие ученые вскоре показали, как умение раскусывать ДНК в определенных местах позволяет редактировать или направленно изменять ДНК в клетках человека, животных, растений. Но первый шаг, который позволил посмотреть на CRISPR-Cas не просто как на узкую тему борьбы бактерий с вирусами, а как на мощный инструмент направленного изменения клеток человека, сделали именно Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна. Это был довольно простой эксперимент, для которого не требовалось применение каких-то высоких технологий.
Было ожидание, что они получат премию раньше, думаю, что решение для Нобелевского комитета было непростым, ведь это открытие из серии таких, у которых много родителей. Но все равно восемь лет от публикации статьи до премии — это совсем небольшой срок. Если вы посмотрите на другие открытия, отмеченные премией в этом году, будь то изучение черных дыр или борьба с вирусом гепатита, то там люди ждали свою премию 20-30 лет и больше.
На сегодня технология CRISPR позволяет направленно (адресно) изменять гены наиболее лёгким и удобным способом. С помощью этой технологии уже сейчас создается большое количество направленно измененных сельскохозяйственных животных и растений, не за горами лечение некоторых “простых” генетических болезней людей».
Ольга Анатольевна ДОНЦОВА — академик РАН, заведующая кафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ, секретарь секции физико-химической биологии РАН, профессор Сколковского университета науки и технологий:
«Это совершенно гениальное открытие, которое было сделано благодаря исследованиям из совсем другой области. Изначально был коллектив людей, которые занимались изучением иммунитета у бактерий. Речь об изучении одной из систем, которые защищают бактерии от фагов (фаги убивают бактерии, а у бактерий, в свою очередь, есть своеобразный аналог нашей иммунной системы, защищающий их). Две замечательные женщины, которые получили сегодня Нобелевскую премию, придумали, как можно это открытие в области иммунитета бактерий применить совершенно к другой области и использовать для того, чтобы редактировать геномы любых организмов. На мой взгляд, это действительно прорывная технология, которая может изменить многие наши представления о мире, которая позволяет вмешиваться в геном живых организмов направленно.
Работа Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна была опубликована в 2012 г.. Получается, награду им присудили всего через восемь лет: для Нобелевской премии это очень малый срок, ведь обычно ее присуждают за открытия, которые были сделаны достаточно давно и признаны мировым сообществом. Я очень рада за двух прекрасных дам, которые смогут насладиться моментом своей славы в молодом возрасте».
Фото в тексте: Nobelprize.org.