В 1620-х годах король Швеции Густав II Адольф решил расширить шведский военный флот, чтобы увеличить контроль над Балтийским морем. Он приказал построить корабли, которые превзошли бы все другие, что уже есть в водах Балтики. Наибольшие надежды он возлагал на корабль «Васа» (швед. Vasa, в переводе также известен как «Ваза»). Густав II Адольф лично утверждал размеры и состав вооружения. Уже при строительстве кораблю присвоили звание королевского.

Для строительства было срублено 16 гектаров дубового леса. Корабль создавали более 400 человек. Чтобы подчеркнуть особый статус корабля были приглашены лучшие плотники, кузнецы, столяры, маляры. Он был украшен резными позолоченными скульптурами. Корабль был спущен на воду в 1627 году и вызывал гордость и восхищение у жителей Стокгольма. Он был высотой от киля до клотика в 52 метра и весом в 1200 тонн, оснащён тремя мачтами и десятью парусами.

10 августа корабль отправился в своё первое плавание. Финальная точка по плану: военно-морская база Эльвснаббен. На борту были не только члены экипажа, но и их семьи, включая жён и детей, которым разрешили принять участие в первом, торжественном заплыве. Но корабль, на который возлагались большие надежды, затонул в первом же выходе из Стокгольмской гавани. Недалеко от берега порыв ветра накренил корабль, и он завалился на борт с поднятыми парусами. Из находившихся на борту 150 человек погибли как минимум 30. 

Причины катастрофы расследовали на самом высоком уровне. Оказалось, при строительстве корабля были допущены конструкторские ошибки: «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узким. Виновных не нашли. Главный строитель корабля умер за год до катастрофы, другие ответственные за судно указали, что корабль был построен по размерам, что утвердил сам король, а обвинять Густава II Адольфа уже никто не стал. 

После крушения были многочисленные попытки поднять корабль со дна, ведь вместе с ним затонули 64 бронзовые пушки, которые можно было использовать и в дальнейшем, но многие попытки были обречены на провал. Так, инженер Ян Балмер попробовал поднять «Васу», но она лишь ушла ещё глубже в ил. Основная трудность была связана с тем, что корабль затонул неповреждённым, и в полной темноте и холоде водолазы должны были вытащить через пушечный порт орудие весом почти в тонну. Даже в XXI веке при помощи современного оборудования подобную операцию осуществить непросто, а тогда и вовсе у водолазов из оборудования были лишь крюк и молот. Благодаря сложнейшей операции, в 1664-1665 годах водолазы подняли 53 пушки, после чего на некоторое время корабль предали забвению. 

В середине XX века историей «Васы» заинтересовался инженер Андерс Франсен, который был крупнейшим специалистом по военно-морской истории XVII- XVIII веков. По старинным картам он определил примерное месторасположение корабля.  Он был уверен, что «воз и ныне там», ведь вода Балтийского моря менее солёная, а значит там не водятся корабельные черви.

25 августа 1956 года сброшенный на дно лот (прибор для измерения глубин) Франсена воткнулся во что-то твёрдое, оказалось – это был дуб. Через несколько дней в это место спустился водолаз, на глубине 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся корабль. 24 апреля 1961 года корабль подняли на поверхность.  Вместе с ним 14 000 деревянных частей.

Во время сборки «самого большого в мире пазла» выяснилось, что не все части корабля уцелели. Тем не менее, имеющейся информации было достаточно, чтобы воссоздать оригинал. Корабль удалось сохранить на 98%. Такое количество сохранённых деталей – просто кладезь информации для историков, дендрологов (ботаников, изучающих древесные растения), остеологов (специалисты, изучающие скелеты) и других специалистов. Посмотреть на старинный корабль может и любой посетитель Стокгольма в специальном музее. Помимо самой «Васы», в музее находятся тематические экспозиции, посвященные истории корабля и его короткому плаванию. Сейчас «Васа» известен как единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

Источники: 
Музей корабля Васа
Ваза/Ваза (корабль). Википедия
Источник фото:  wikiway.com