Тщательно изучив ископаемые зубы древних рептилий, исследователи из Университета штата Юта (США) обнаружили, что некоторые вымершие родственники крокодилов и аллигаторов не были плотоядными животными, передает EurekAlert!. При этом крокодилы-вегетарианцы появлялись минимум три раза в мезозойскую эру. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

Чтобы выяснить, что входило в рацион древних травоядных крокодилов, исследователи сравнили сложность зубов у современных крокодилов и у их вымерших предков. Для этого они использовали метод, который обычно применяют для живых млекопитающих. В целом было измерено 146 прорезанных зубов у 16 различных таксонов вымерших крокодилов. По сравнению с хищниками, у которых только простые зубы конической формы, у травоядных зубы сложнее: они различаются по форме и по назначению (эта анатомическая особенность известна как гетеродонтность).

Исследователи пришли к выводу, что вскоре после вымирания в конце триаса появилось много травоядных крокодиловых предков в начале эволюционной истории происхождения и сохранялись до полного вымирания в конце мелового периода.

«Наша работа показывает, что у вымерших крокодиловых была невероятно разнообразная диета, - говорит один из авторов работы Кэган Мелстром (Keegan Melstrom). - Некоторые были похожи на современных крокодилов и были в основном плотоядными, другие были всеядными, а третьи, вероятно, предпочитали растения. Травоядные жили в разные времена на разных континентах, некоторые вместе с млекопитающими и родственниками млекопитающих, а другие - нет. Это говорит о том, что растительноядный крокодилы были успешны в самых разных условиях!»

[Иллюстрация: JORGE GONZALEZ]