Ученые из Окинавского института науки и технологий (Япония, OIST) показали, что овальные кальмары, как осьминоги и каракатицы, могут маскироваться и менять свой цвет под окружающую среду, чтобы спрятаться от хищников, сообщает OIST. Результаты работы, опубликованные в журнале Scientific Reports, открывают возможности для исследования того, как кальмары видят и воспринимают окружающий мир.

«Кальмары обычно "парят" в открытом океане, но мы хотели выяснить, что происходит, когда они приближаются к коралловому рифу или когда их преследует хищник на дне океана», – обьясняет один из трех ведущих авторов, доктор Рюта Накадзима. – Если субстрат важен для кальмаров, чтобы избежать нападения хищников, то это указывает на то, что увеличение или уменьшение популяции кальмаров даже больше связано со здоровьем коралловых рифов, чем мы думали».

Ученые из OIST вырастили на морской станции овальных – или каракатициевых –кальмаров. В открытом океане эти головоногии обычно светлого цвета и сливаются с поверхностью океана и мерцающим солнечным светом над головой. В аквариуме же, как выяснилось, они маскируются под субстрат. Исследователи чистили резервуар, чтобы удалить рост водорослей. Они заметили, что животные меняли цвет в зависимости от того, находились ли они в части, в которой нет водорослей, или в той, где есть водоросли.

Далее исследователи провели эксперимент. Они очистили половину аквариума, где обитали кальмары, оставив другую половину покрытой водорослями. Ученые поместили подводную камеру в воду и подвесили над ней обычную камеру, чтобы можно было фиксировать и проводить статистические тесты любых изменений цвета кальмаров.

Результаты показали, что, когда кальмары находились в чистой части аквариума, они были светлого цвета. Но когда они оказывались над водорослями, они сразу же темнели. Эксперимент выявил способность кальмаров, которую ранее не наблюдали у этих моллюсков.

[Фото: RYUTA NAKAJIMA / OIST]