Группа ученых под руководством исследователей из Центра интегративных медицинских наук RIKEN обнаружила, что иммунные В-клетки секретируют нейромедиатор ГАМК, который мешает работе других клеток иммунитета – Т-лимфоцитов, передает EurekALert!. По мнению авторов, результаты работы, опубликованные в журнале Nature, могут привести к разработке методов лечения, направленных на точную настройку иммунного ответа.

В своем исследовании нейробиологи изучили небольшие метаболиты в лимфатических узлах, где собираются иммунные клетки. Сначала ученые стимулировали иммунный ответ у мышей, вводя им белок овальбумин, а затем сравнили активированные лимфатические узлы с с лимфатическими узлами, которые не получили инъекцию, чтобы определить влияние ответа на мелкие метаболиты. Они заметили большое количества ГАМК, метаболита, который центральная нервная система использует в качестве «тормозного» нейромедиатора, помогающего успокоить беспокойство, стресс и страх, в активированных узлах.

Далее авторы работы сравнили мышей, у которых не было либо Т-клеток, либо В-клеток, либо ни того, ни другого, и определили, что ГАМК выделяется также иммунными В-клетками. Следующие эксперименты показали, что у раковых мышей с дефицитом В-клеток имплантация гранулы, высвобождающей ГАМК, приводила к более быстрому росту опухоли. Это означает, что ГАМК оказывала отрицательное влияние на контроль опухоли. Действительно, ученые обнаружили, что этот нейромедиатор приводит к снижению цитотоксических Т-лимфоцитов, которые играют важную роль в борьбе с опухолями, и что препараты, блокирующие ГАМК, которые в настоящее время используются в психиатрии, предотвращают это. Кроме того, выяснилось, что ГАМК стимулирует превращение моноцитов в противовоспалительные макрофаги, которые, в свою очередь, притупляют реакцию Т-клеток на опухоли.

[Иллюстрация: Nature]