Недостаток сна может увеличить риск болезни Альцгеймера

Согласно исследованию ученых из Национального института здоровья, всего одна ночь без сна приводит к немедленному увеличению в мозге белка бета-амилоида, связанного с болезнью Альцгеймера, - сообщает eurekalert.org.

Ученым уже было известно такое влияние недостатка сна на мозг мышей. Но это первое исследование, которое продемонстрировало, что сон играет важнейшую роль в состоянии бета-амилоидов человека.

«Это исследование дает новое представление о потенциально опасном воздействии недостатка сна на мозг и, как следствие, помогает лучше понять патологии болезни Альцгеймера», - пояснил Джордж Ф. Кооб - директор Национального института алкоголя Злоупотребления и алкоголизма (NIAAA), входящего в состав Национального института здоровья, который финансировал исследование.

Бета-амилоид - это метаболический отход, присутствующий в жидкости между клетками мозга. При болезни Альцгеймера группы бета-амилоидов вместе образуют амилоидные бляшки, отрицательно влияя на связь между нейронами.

Чтобы понять возможную связь между накоплением бета-амилоидов и сном, исследователи использовали позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) для сканирования мозга 20 здоровых людей в возрасте от 22 до 72 лет после ночи отдыха и после ночи без сна (бодрствование длилось около 31 часа). Они обнаружили, что бета-амилоид увеличился примерно на 5 процентов после бессонной ночи в некоторых областях мозга, включая таламус и гиппокамп - участки особенно уязвимые к поражению на ранних стадиях болезни Альцгеймера.

При болезни бета-амилоид, увеличивается примерно на 43 процента по сравнению со здоровыми взрослыми. Ученым пока неизвестно, снизится ли содержание бета-амилоида у участников исследования после ночи отдыха.

Также исследователи обнаружили, что участники с большим увеличением бета-амилоида сообщили о худшем настроении после лишения сна. Многие ученые считают связь между нарушениями сна и риском Альцгеймера многими учеными «двунаправленной», поскольку повышенный бета-амилоид также может приводить к нарушениям сна.

Хотя выборка исследования была небольшой, оно продемонстрировало отрицательный эффект лишения сна на содержание бета-амилоидов в мозге человека. Будущие эксперименты помогут понять, насколько полученные результаты являются обобщенными и могут распространяться на разные группы населения.

бета-амилоид болезнь альцгеймера недостаток сна