Европейские ученые впервые использовали изотопный анализ цинка в зубной эмали неандертальцев, передает EurekAlert!. Результаты, представленные в журнале PNAS, предположительно показывают, что неандертальцы, жившие на Пиренейском полуострове, были высшими хищниками.

Более ранние исследования зубного камня людей из Пиренеев указывают на то, что неандертальцы питались в основном растениями, а анализы костных останков из других мест предполагают, что основной рацион этого вида Homo состоял из мяса.

Чтобы определить положение человека в пищевой цепи, ученым до сих пор приходилось извлекать белки и анализировать изотопы азота, присутствующие в костном коллагене. Однако этот метод часто можно использовать только в условиях умеренного климата и лишь изредка на образцах возрастом более 50 тысяч лет. Когда эти условия не выполняются, изотопный анализ азота провести очень сложно или даже невозможно. Как, например, в случае с коренным зубом, найденным на стоянке Габаса в Испании.

Исследуя этот зуб, ученые впервые использовали новый метод: они проанализировали соотношение изотопов цинка-66 и цинка-64, присутствующих в зубной эмали. Чем ниже доля изотопов цинка в костях, тем выше вероятность, что зубы принадлежат хищнику. Результаты показали, что соотношение цинка (а также стронция) в зубной эмали неандертальца, типично для высших хищников, то есть хищников, которые занимали высшее положение в пищевой цепи. Анализ также проводился на костях животных того же периода времени и в том же географическом районе, включая плотоядных, таких как рыси и волки, и травоядных, таких как кролики и серны.

По сравнению с предыдущими методами, новый метод анализа изотопов цинка позволяет легче различить всеядных и плотоядных. Чтобы подтвердить свои выводы, ученые надеются повторить эксперимент на останках древних людей из других мест – например, с юго-востока Франции.

[Фото: LOURDES MONTES]