Народный календарь на весну такой: Масленица в этом году пройдет с 28 февраля по 6 марта. С 7 марта начнется Великий пост, который продлится до 23 апреля, а 24 апреля все православные отметят Пасху. Подробнее о традициях и истории блинной недели читайте в нашем материале. 

Масленица – это традиционный восточнославянский праздник с долгой историей и большим количеством традиций, которые со временем, конечно менялись. В основе этих обычаев заложены элементы дохристианской славянской мифологии. Само значение праздника – граница между зимней спячкой и весенним пробуждением, или Мясоедом и Великим постом. Процесс празднования нередко сравнивают с европейскими карнавалами, так как на Руси в эти дни развита традиция ряженья. В Европе тоже есть традиция отмечать день перед Великим постом, день этот называется «жирным вторником», в то время как на Руси день перед постом назывался «прощеное воскресенье». Дата Масленицы каждый год разная, так как зависит от дня, в который будет праздноваться Пасха.

Происхождение праздника

Учитывая, что этот праздник пришел к нам из Древней Руси, вполне ожидаемо, что у него языческие истоки. Первое упоминание о Масленице приходится на XVI век, однако Мясопуст упоминался и ранее в Лаврентьевской летописи. Теории значения и происхождения Масленицы различны. Вс.Ф. Миллер и Б.А. Рыбаков уверены, что в дохристианский период Масленица символизировала день весеннего равноденствия - начало нового календарного года. С приходом христианства праздник подвинули с конца марта на более ранние даты, так как во время Великого поста праздник был невозможен.

Дореволюционные исследователи утверждали, что Масленица – языческий праздник в честь божества Волоса, покровителя скота. И.М. Снегирев отмечал, что Масленица праздновалась близко к Власьеву дню и вполне могла считаться Волосовым праздником. Само название, отсылающее нас к «маслу», могло означать приносимое в жертву божеству масло, «волосяное» или «воложское».  Есть даже присказка, что у Власия «борода в масле», а белорусы расширили ее до поговорки: «На Власа бери ковшом масло».

Есть версия, что на Масленицу могло прийтись и  празднование первого дня весны. Ведь ее еще называют Авдотьей, или Весновкой. Если вернуться к теории о том, что Масленица – языческий Новый год, то весьма понятной становится традиция костров. Д.К. Зеленин отмечал, что так наши предки призывали своих умерших родственников отметить рубеж времен. Однако большинство веселых и активных обычаев масленичных гуляний, скорее, напоминают европейские карнавальные традиции.

В советский период Масленицу воспринимали как границу зимы и весны, а традиция костра превратилась в сжигание чучела, что означало начало полевых работ. По версии В.Я. Проппа, пепел и остатки соломы от чучела раскидывали по полям для будущего плодородия и урожая. В интервью «Научной России» Елена Фурсова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник и заведующая отделом этнографии в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, рассказала, что сжигание чучела не было исконно русской традицией, особенно в регионах Сибири:

«Это, на самом деле, наносная советская традиция. Обычай сжигания чучела был в некоторых районах европейской России, в частности в западных губерниях, а сейчас эту традицию мы наблюдаем повсеместно. Сценарий сжигания чучела в свое время был придуман советскими работниками культуры, но до сих пор присутствует в наших традициях празднования Масленицы […] Ранее по традиции кое-где в отдельных местностях делали чучела и уничтожали их без поджога (разрывали). Аналогично, сооруженные в это время снежные скульптуры («снежные бабы») таяли на солнце, т.е. уничтожались естественным путем».

Традиции и обычаи

Блины и чучело стали особенно популярны уже в наше время. Во времена наших предков самые главные обычаи в этот день были нацелены на увеличение урожая в наступающем сезоне. Какие это традиции? Масленичная неделя делилась на две части: узкая (первые три дня: понедельник, вторник и среда) и широкая (последние четыре дня: четверг, пятница, суббота, воскресенье) Масленица. Главное отличие – в первые три дня можно заниматься хозяйственными делами, после среды – можно только праздновать. Каждый день имел свое название и свое смысл.

Расписание на неделю:

Понедельник – встреча Масленицы. В этот день начинались активные приготовления к праздничной неделе: строили снежные горки, качели, балаганы, пекли блины (первый отдавался нищим на помин усопших). Сооружали чучело из соломы, которое катали по деревне на лошадях. В понедельник невестка уходила в дом к родителям, а к вечеру туда приходили и свёкр со свекровью, чтобы обсудить, как семья будет отмечать праздник.

Вторник – заигрыши (день, подходящий для смотрин невесты). Обряды были направлены на сватовство, чтобы после поста сыграть как можно больше свадеб. «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!», - зазывали весну жители.

Среда – лакомка, день, когда зять приходит к теще на блины. Конечно, одним зятем прием не ограничивался. Приглашались и другие гости.

Четверг – разгуляй, в этот день начинается широкая масленица. Начиналась пора потех и гуляний: катание на лошадях, покорение снежных городков, кулачные бои. В конце – буйное пиршество для всех.

Пятница – тещины вечерки. Теща с родственниками и подругами приходит в гости в дом дочери, которая готовит блины. Зять должен показать свое расположение и гостеприимство.

Суббота – золовкины посиделки. К невесткам приходят золовки и остальные родственники мужа. По традиции новобрачная дарит своим незамужним родственницам подарки.

Воскресенье – проводы, или «прощенное воскресенье». Заговенье перед началом Великого поста. В течение дня близкие просят прощения друг у друга, вечером поминают усопших. Ходят на кладбище и в баню. Сжигают старую непригодную одежду и остатки праздничной еды.

«Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой», - вспоминал заморский гость Жак Маржерет в 1606 году.

Большинство обычаев на масленицу были созданы с целью привлечения урожайности в будущем году. Традиционные катания с горки, на конях или на санях – не предел изобретательности населения. Елена Фурсова рассказывает, что известны случаи катания даже на донцах прялок:

«Запись о катаниях на донцах прялок была сделана в 1970-80-х годах. Тогда еще живо было поколение, видевшее революцию 1917 года. И вот они спокойно говорили – чтобы лен лучше рос! Рассказывали они, как балагурили, скоморошечьи игры были. Схватит бойкая девушка прялку с привязанной куделью, в снег сядет ─ и вроде прядет она. Спрашиваю: «А зачем вы это делали?». «Как зачем? – говорят, – чтоб лен лучше был, волокнистей, чтобы хорошо рос». Оказывается, за этим стоят магические действия, а не просто развлечения».

Что касается незаменимых на масленицу блинов, то их рецепты менялись в соответствии с днями недели: с воскресенья по четверг – дрожжевые, с четверга по следующее воскресенье (Прощеное) – бездрожжевые, но на молоке.

Трансформация и современность

Интересно, что Масленица – это праздник, который пришел из языческой культуры и филигранно вписался в христианские реалии. Ведь его всего лишь подвинули во времени и сделали неделей гуляний перед Великим постом. Фольклорист А.Б. Морозов утверждает, что вовсе не стоит называть Масленицу языческим праздником, так как масленичные обряды смогли переосмыслить то, что предложила церковь: люди пытаются поесть перед постом – традиционными пищевыми ограничениями. Даже чучело никогда не играло роль идола, а использовалось как задел на будущий урожай.  Западные исследователи высказывают похожее мнение по поводу истории карнавалов.

Так или иначе, Масленицу точно можно назвать народным праздником, который пришел к нам из далекого XVI столетия и остался в культуре до сих пор. Фольклор пестрит масленичными поговорками и, пожалуй, самая известная из них: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост». Однако пока мы можем смело радоваться приходу весны и готовить вкусные угощения в лучших традициях наших гостеприимных предков.

Материал подготовлен по данным из открытых источников.

Фото на странице и на главной странице сайта: Ann Fossa / Фотобанк Unsplash