В октябре этого года в Санкт-Петербурге открылось региональное отделение РАН. Оно стало четвертым по счету после Сибирского, Уральского и Дальневосточного отделений. Об уникальных особенностях новой структурной единицы в составе академии корреспонденту «Научной России» рассказал председатель Санкт-Петербургского отделения РАН (СПбО РАН) академик Андрей Иванович Рудской.

Справка. Андрей Иванович Рудской доктор технических наук, академик, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, специалист в области термомеханической обработки металлов и широкого класса современных материалов, основатель научной школы мирового уровня «Новые функциональные материалы, технологии их получения и обработки».

― Ранее региональные отделения РАН создавались для отдаленных от центральной России районов. Чем обусловлено появление Санкт-Петербургского отделения РАН в регионе, который никак не назовешь периферией?

― Перечисленные вами отделения РАН создавались в советское время, но не по принципу удаленности от центра, а исходя из текущей потребности в развитии интеллектуального потенциала того или иного региона, необходимости цивилизационного освоения различных областей науки и технологий. Самым первым региональным отделением Академии наук СССР стало Сибирское отделение, созданное в 1957 г. Позднее, в 1987 г., были открыты Уральское и Дальневосточное отделения академии. Таким образом, в этой части России появился мощный центр научных исследований, объединивший три региона. Причем важно было, чтобы самые различные науки, от фундаментальной физики и геологии местных месторождений до изучения истории родного края, были представлены равномерно. Еще одним важным моментом при создании региональных отделений стали новые рабочие места и достойная оплата труда для членов академии. Это выступило дополнительным стимулом для того, чтобы ведущие ученые из Центральной России приезжали заниматься наукой в отдаленные регионы. Чего только стоит один Академгородок Новосибирска! В его создание были вложены колоссальные средства из государственного бюджета. Такое индустриально-интеллектуальное освоение Сибири было по-настоящему комплексной и сложной задачей. То же самое относится к Дальнему Востоку и Уралу: это богатейшие регионы с огромными природными ресурсами, и важность их освоения ни у кого не вызывала сомнений.

Открытие отделения в Северной столице продиктовано совсем другими причинами: в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают около 200 членов Российской академии наук ― это больше, чем в Дальневосточном, и почти столько же, сколько в Сибирском отделении РАН. Необходимость объединения всех этих академических сил назрела уже очень давно.

― Что это даст?

― Это нужно для того, чтобы мы более эффективно помогали региону развиваться. Не секрет, что любая наука сегодня мультидисциплинарна, поэтому возможность тесного взаимодействия большого количества ученых на общей площадке очень важна. Мы также планируем создать объединенные научные советы по различным областям знания: от гуманитарных до точных и естественных наук. Это позволит реализовывать глобальные задачи, стоящие перед РАН: вопросы экспертизы, популяризации науки, международных отношений и, самое главное, ― участие академического сообщества в разработке и реализации самых различных программ развития города и области.

Историческое здание РАН на Васильевском острове в Северной столице. Теперь здесь будет находиться Санкт-Петербургское отделение академии.Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Историческое здание РАН на Васильевском острове в Северной столице. Теперь здесь будет находиться Санкт-Петербургское отделение академии.
Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

― Академическое сообщество добивалось открытия Санкт-Петербургского отделения РАН в течение десяти лет. Что препятствовало этому?

― Бытовало мнение, что из-за того, что мы находимся не так далеко от Москвы, управление нашим академическим сообществом и работа с городом, с областью возможны в том виде, как это было раньше, то есть на некой диссипированной, рассеянной основе, через президиум РАН. Но практика показала, что это не так, и сегодня время требует от нас создания консолидирующих интеллектуальных центров, позволяющих адресно решать те или иные задачи. Каждый регион ― это своя отдельная вселенная, своя специфика, и академия наук должна с учетом этих нюансов кастомизированно подходить к своей деятельности в том или ином регионе. Я приветствую создание региональных отделений РАН и в других городах России. Появятся ли они в ближайшем будущем или нет, покажет время. Главным ориентиром при создании таких отделений, на мой взгляд, должен стать персонализированный подход к деятельности членов академии в том или ином регионе со своей уникальной спецификой.

Объединение интеллектуальных сил должно быть направлено на развитие конкретного региона и Российской академии наук в целом.

― Решение открыть новое региональное отделение РАН ведь зависит не только от академического сообщества? Как много инстанций нужно пройти, чтобы получить зеленый свет?

― Безусловно, РАН подчинена Правительству РФ и любые серьезные структурные изменения требуют соответствующего распоряжения. В нашем случае такое распоряжение было получено от председателя Правительства РФ М.В. Мишустина, которому мы очень благодарны. Нашу идею поддержал президент России В.В. Путин, а президент РАН Г.Я. Красников, в свою очередь, также сделал все возможное, чтобы открытие Санкт-Петербургского отделения РАН состоялось.

Геннадий Яковлевич Красников очень четко и убежденно подошел к вопросу создания СПбО РАН, в то время как предыдущие президенты академии не поддерживали такую инициативу.

― Уральское, Сибирское и Дальневосточное отделения РАН за десятилетия своего существования уже накопили огромный опыт. Чем он может быть полезен вам? Планируете ли вы перенимать какие-то полезные практики?

― Мы не просто планируем, а уже вовсю этим занимаемся. Я очень благодарен Дальневосточному отделению РАН, где недавно проходило общее собрание ученых секретарей отделений. Наш ученый секретарь член-корреспондент РАН В.В. Сергеев специально ездил туда, чтобы поучиться у коллег; на тот момент он был еще кандидатом в ученые секретари СПбО РАН. Мы также очень признательны Уральскому и Сибирскому отделениям РАН. Все три региональных отделения РАН отнеслись к нам по-братски и горячо поддержали словом и делом создание отделения РАН в Санкт-Петербурге. В процессе подготовки к открытию СПбО РАН мы ездили к коллегам и консультировались с ними по самым разным вопросам, но больше всего ― по юридическим и организационным. Было очень много вопросов по формированию уставных документов, по структуре отделения, штатному расписанию, финансированию, ведению хозяйственной деятельности. Мы учли и отработали очень многие нюансы, на которые коллеги обратили наше внимание. Их советы оказались для нас весьма полезными, ведь они уже давно и успешно прошли все эти начальные этапы.

― В чем отличительная особенность академической науки в Санкт-Петербурге?

― Из 300 лет существования академии наук 200 лет она носила название «Императорская Санкт-Петербургская академия наук». Наша главная особенность ― сам город, его история. Санкт-Петербург ― это центр наук, где представлены самые разнообразные области знания. Это также мощнейший индустриальный кластер, где развиты все отрасли промышленности. Это энергетика, судостроение, приборостроение. Если говорить о фундаментальных физических исследованиях, то в Гатчине благодаря НИЦ «Курчатовский институт» и его президенту М.В. Ковальчуку был запущен нейтронный реактор ПИК. Такая установка позволяет проводить исследования по самому широкому спектру наук: биологии, сельскому хозяйству, физике твердого тела и т.д.

Я считаю, что реактор ПИК ― это бриллиант в короне науки региона.

Еще одна особенность, о которой я уже упоминал, ― почти 200 членов РАН, работающих в Санкт-Петербурге. У нас достаточно академического интеллекта: объединив его на базе отделения, мы сможем более активно и целенаправленно участвовать в хозяйственной, научной, культурной и идеологической жизни города и области.

― Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах СПбО РАН.

― Пока нам предстоит решать в основном организационные вопросы. Правительство РФ передало в наше бессрочное пользование историческое здание на Университетской набережной, 5, где находилась Императорская Санкт-Петербургская академия наук, основанная Петром Великим. Мы очень благодарны за такую возможность, и теперь нам предстоит наполнить наш общий дом жизнью. Это кадры ― в первую очередь сейчас нужно сформировать административно-управленческий состав, создать советы, наладить работу президиума. Вот такие организационно-хозяйственные и просто организационные вопросы стоят перед нами. Их необходимо будет решить в ближайшие месяцы. А уже с нового года мы полноценно включимся в экспертную деятельность, будем участвовать в деятельности комиссий, работающих в правительствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (соответствующие договоренности уже есть с губернаторами А.Д. Бегловым и А.Ю. Дрозденко), и, конечно, продолжим заниматься текущими фундаментальными и прикладными исследованиями.