Собрание, посвящённое годовщине запуска первого искусственного спутника Земли, состоялось сегодня, 1 октября, в Александринском дворце. В заседании приняли участие члены Президиума Российской академии наук, сотрудники академических институтов РАН, занятые в области космических исследований, а также специалисты отечественной космической промышленности, в том числе представители НИЦ «Планета», АО «НПО Лавочкина», госкорпорации «Роскосмос».

«Целый ряд докладов посвящён научно-практическим результатам наблюдения Земли с помощью автоматических космических аппаратов», — сказал президент РАН академик Геннадий Красников, открывая заседание.

Вице-президент РАН академик Сергей Чернышёв подчеркнул, что Россия стала основоположником всех направлений, связанных с изучением космоса. «4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Это событие стало поводом для ООН учредить Всемирную неделю космоса с 4-10 октября, в рамках которой рекомендовано всем странам отмечать начало космической эры в глобальном масштабе. В лидирующем плане открываем это направление заседанием Президиума. Повестка сформирована под успешный проект, который запустила наша космическая промышленность — полёт гидрометеорологической космической системы спутников "Арктика-М"», — пояснил академик.

Научная повестка собрания открылась докладом директора Научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии «Планета» Сергея Тасенко. Он рассказал о научно-практических результатах работы спутниковой системы «Арктика-М».

«"Арктика-М" — это первый гидрометеорологический спутник Земли, разработанный и запущенный нашей страной на высокоэллиптическую орбиту, который впервые в мире позволил наблюдать высокие широты», — подчеркнул директор центра.

Космическая система «Арктика-М» предназначена для мониторинга состояния атмосферы и поверхности Земли в Арктическом регионе, недоступном для наблюдения с геостационарных орбит, получения гелиогеофизических данных в полярных областях околоземного космического пространства, выполнения телекоммуникационных функций по сбору, обмену и ретрансляции гидрометеорологических данных, а также ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ, сказано в докладе.

Спутник «Арктика-М» осуществляет прогноз погоды, анализ состояния морей и океанов, анализ условий для полётов авиации, мониторинг опасных метеорологических явлений (арктических циклонов), контроль экологического состояния окружающей среды (распределение пожаров, мониторинг активности вулканов).

Такая специализированная гидрометеорологическая продукция, которая собирается по итогам анализа спутниковой информации «Арктики-М», особенно интересна учёным Российской академии наук, сотрудникам Минобороны и МЧС России, Роскосмоса и другим потребителям, отметил Сергей Тасенко.

Кроме того, «Арктика-М» позволяет делать краткосрочный прогноз осадков с помощью физически-обусловленной нейросетевой модели глубокого обучения. Модель использует нейросетевой дифференциальный оператор для прогноза эволюции перемещения полей осадков и изменения значений интенсивности. При помощи модели удаётся существенно улучшить заблаговременность прогноза. Также «Арктика-М» решает задачу детектирования и картирования снега для учёта запасов воды и оценки лавинной опасности, говорится в докладе.

В настоящий момент действуют два спутника в одной орбитальной плоскости. Планируется расширение до четырёх в разных орбитальных плоскостях. «Мы ожидаем от появления такого анализа качественного рывка в анализе прогноза погоды», — заключил докладчик.

В ходе заседания с докладом о развитии российской орбитальной группировки космических систем дистанционного зондирования Земли выступил директор Департамента научно-технических проектов госкорпорации «Роскосмос» Сергей Зайцев.

«Сегодня сформирована триада из космических систем — космический аппарат, размещённый на геостационарной орбите, высокоэллиптические космические системы, обеспечивающие наблюдение северных широт, и низкоорбитальный сегмент, представленный метеорологическими спутниками "Метеор-М"», — сказал докладчик.

Например, на сегодняшний день полностью развёрнута орбитальная группировка аппаратов космических систем дистанционного зондирования Земли. В настоящий момент действуют три космических аппарата «Электро-Л», на высоком эллипсе работают два космических аппарата «Арктика-М», двумя аппаратами представлена космическая система «Метеор-М». Кроме того, действуют природоресурсные спутники: аппараты «Ресурс-П», «Канопус-В» и «Кондор-ФКА», говорится в докладе.

Также запланирован запуск ряда новых аппаратов. «Мы развернули эскизное проектирование космических аппаратов нового поколения, они будут называться «Электро-М». Мы планируем, что космическая группировка начнёт разворачиваться после выхода из строя предыдущего поколения «Электро-Л» начиная с 2032 года», — отметил Сергей Зайцев.

Продолжая тему применения автоматических космических аппаратов, генеральный конструктор АО «НПО Лавочкина» Александр Ширшаков рассказал о работе «Арктики М-1» и «Арктики М-2» в ходе исследования полярных областей Земли.

«Идеи сделать систему "Арктика" витали ещё в 2008-2009 годах. Но основная работа началась в 2011-2012 годах после того, как мы удачно запустили космический аппарат "Электро-Л". Это стало основной для того, чтобы продолжать работу. И аппараты были запущены с Байконура в 2021 и 2023 годах», — рассказал Александр Ширшаков.

Совместное использование информации с геостационарных («Электро-Л») и высокоэллиптических («Арктика-М») спутников позволяет наблюдать за всей территорией Российской Федерации и в непрерывном режиме получать оперативные гидрометеорологические и гелиогеофизические данные, отметил докладчик.

Использование космической гидрометеорологической информации, получаемой от космической системы «Арктика-М», также актуально для решения задач Вооруженных сил Российской Федерации. Об этом рассказал начальник Гидрометеорологической службы ВС РФ Владимир Удриш.

«Функционирование системы гидрометеорологического обеспечения Вооружённых сил позволяет соответствующим органам военного управления владеть информацией и в режиме реального времени принимать обоснованные решения с учётом гидрометеорологической обстановки», — сказал он.

О применении спутниковой радарной интерферометрии для решения задач сейсмологии, вулканологии и горного дела рассказал член-корреспондент РАН Валентин Михайлов.

«Затруднюсь назвать направления в науках о Земле, в которых бы так или иначе не использовались спутниковые данные. Это происходит везде, где решается широчайший круг задач природопользования и так далее», — начал докладчик.

В Институте физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН ведётся мониторинг опасных природных процессов с помощью спутниковой радарной интерферометрии. «Это позволяет строить карты на большие площади смещения поверхности Земли, которые имеют широкое применение в самых разных областях <…> Никакая наземная геодезия никогда не даст такой детальности, как спутниковый мониторинг», — подчеркнул член-корреспондент РАН.

Например, с 2015 по 2023 годы на территории «Большого Сочи» сотрудники ИФЗ РАН регистрируют кривые оседания в зонах строительства Олимпийских объектов — оползни.

О применении космических систем для решения задач гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в интересах Российской Федерации рассказал заместитель начальника управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Юрий Цыба.

«Космические системы играют первостепенную роль в обеспечении гидрометеорологической безопасности России <…> Без спутниковых данных невозможно решение таких задач, как мониторинг и прогноз гидрометеорологической и геофизической обстановки, контроля опасных явлений, мониторинг климатических изменений, загрязнения окружающей среды <…> Нарастание проблем, связанных с изменением климата, и негативные тенденции развития геополитической обстановки повышают востребованность данных дистанционного зондирования, делая их стратегическими», — подчеркнул докладчик.

Также в ходе заседания Президиума было принято решение о присуждении премии имени А.А. Григорьева, которая вручается за выдающиеся научные работы в области физической географии. Премия за 2024 год присвоена академику Александру Чибилёву за монографию «Степная Евразия: региональный обзор степного разнообразия».

Источник информации и фото: официальный сайт Президиума РАН