Йонат Цвебнер (Yonat Zwebner) и его коллеги из Еврейского университета в Иерусалиме, Израиль, выяснили, что люди определяют соответствие между незнакомым лицом и именем чаще, чем если бы дело определялось случайностью. Предположительно, «похожесть» имен и людей связана с культурными стереотипами. Более того, процесс можно алгоритмизировать, считают авторы статьи, опубликованной в Journal of Personality and Social Psychology.

В экспериментах участвовали сотни жителей Израиля и Франции. В каждом эксперименте участники видели фотографию человека и затем должны были выбрать имя (из четырех или пяти вариантов), в наибольшей степени подходящее незнакомцу, чью фотографию они рассматривают. И в каждом эксперименте участники давали верный ответ с частотой, заметно превышающей предписанную теорией вероятностей. В зависимости от постановки эксперимента, по чистой случайности участники должны были угадывать в 20-25% случаев, а на деле точность составляла от 25 до 40%, даже с поправкой на этническую принадлежность, возраст и прочие социально-экономические факторы.

В одном из экспериментов, в котором участвовали студенты из двух вышеназванных стран, участники получали смесь французских и израильских лиц и имен. Студенты из Франции эффективнее определяли имена французских незнакомцев, а израильские студенты, соответственно, лучше видели своих соотечественников. Ученые предположили, что описанное явление может объясняться культурными стереотипами, связанными с именами, т.е. эффект может работать в рамках одной культуры.

В другом эксперименте исследователи обучили компьютер устанавливать такое соответствие. Машина получила более 94 тысяч лиц, и в 54-64% случаев давала верный ответ, при том, что при простом угадывании вероятность составляла бы 50%.

Возможно, дело в образе, ассоциирующемся в рамках определенной культуры с определенным именем — люди подсознательно корректируют свой собственный образ так, чтобы он в большей степени соответствовал распространенному стереотипу.

«Этот процесс известен по другим стереотипам, например, связанным с этнической или половой принадлежностью, которые в некоторой степени определяют, какими мы становимся, — сказал Цвебнер. — Ранее проведенные исследования уже показали, что есть культурные стереотипы, связанные с именами, в том числе и с внешним видом носителя имени. Например, человека по имени Боб люди склонны представлять с более округлым лицом, нежели Тома, и мы считаем, что с течением времени этот стереотип влияет на лица людей».

Косвенным подтверждением этой гипотезе можно считать результаты одного из экспериментов, согласно которым области лица, вид которых может определять индивидуум, например, прическа, могут сами по себе дать описанный выше эффект. Руфь Майо (Ruth Mayo), соавтор исследования, заметила, что социальное воздействие ожиданий, связанных в том числе с именем, мы испытываем с самого момента получения имени, да и имя часто выбирают в соответствии с представлениями о том, как выглядят условные Виктор или Мария.