Исследователи из Женевского университета (Швейцария), изучили активность мозга при обработке голосов, которые звучат с различными интонациями и эмоциями. Оказалось, что мы намного быстрее обращаем внимание на голос человека, когда он обращается к нам с агрессией, нежели когда говорит спокойным тоном. Так происходит, чтобы мы могли четко определить местонахождение потенциальной угрозы. Исследование, опубликованное в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, раскрывает ресурсы, задействованные нашим мозгом, когда мы чувствуем опасность.
Зрение и слух – это два чувства, благодаря которым люди могут обнаруживать угрожающие ситуации. Хотя зрение очень важно, оно не позволяет охватить окружающее пространство на 360 градусов – в отличие от слуха.
Чтобы исследовать реакцию мозга на «звуковые» угрозы, исследователи записали 22 человеческих голоса (каждая запись длилась всего 600 миллисекунд), которые были нейтральными или выражали либо гнев, либо радость. Затем эти звуки, исходящие из двух динамиков, слушали 35 участников. В момент прослушивания прибор для электроэнцефалограммы (ЭЭГ) измерял электрическую активность мозга вплоть до миллисекунды. В частности, исследователи изучали слуховое внимание – процесс обработки мозгом информации, полученной с помощью звука. «Каждый участник слышал два звука одновременно: два нейтральных голоса, один нейтральный и один злой, или один нейтральный и один радостный голос. Когда они слышали в голосе гнев или радость, они должны были реагировать, нажимая клавишу на клавиатуре так точно и быстро, как это было возможно», – объясняет Леонардо Чераволо (Leonardo Ceravolo), исследователь Швейцарского центра аффективных наук при Женевском университете. «Затем мы измерили интенсивность мозговой активности, когда внимание было сфокусировано на разных звуках, а также продолжительность этого фокуса до возвращения в основное состояние», – добавляет он.
Используя данные ЭЭГ, исследователи выявили появление церебрального «маркера» слухового внимания под названием N2ac. Как объясняют ученые, когда мозг воспринимает эмоциональный звук, активность N2ac запускается через 200 миллисекунд. Однако, когда он воспринимает гнев, N2ac усиливается и длится дольше, чем в случае радости.
Впоследствии, через 400 миллисекунд, наше внимание должно отключиться от источника звукового сигнала. В этот момент вмешивается другой «маркер» слухового внимания – LPCpc. Интересно, что активность LPCpc также сильнее для злых, чем для счастливых голосов. Но почему? Ответ: гнев может сигнализировать о потенциальной угрозе, поэтому мозг анализирует эти виды раздражителей в течение более длительного времени. В слуховой среде этот механизм позволяет нам не тревожиться при малейшем потенциально угрожающем шуме или, наоборот, выбирать наиболее правильное поведение в случае опасности. Поэтому эти дополнительные миллисекунды внимания имеют решающее значение для точной интерпретации угрозы.
[Фото: Женевский университет]