МОСКВА, 1 ноября. НАУЧНАЯ РОССИЯ. Наноструктуры с миниатюрными выступами в виде иголок могут проделать в стенках клеток крошечные отверстия для удобной и быстрой доставки «груза» – молекул, специально созданных для редактирования генов, лечения рака или наблюдения за развитием стволовых клеток в организме. О своей разработке ученые из Стэндфордского университета сообщили в журнале Science Advances

Идея переноса химических веществ в клетку через ее мембрану не нова: на сегодняшний день существует несколько методов доставки, но у них есть свои минусы. Один из методов – электропорация. Суть его в том, что с помощью электрического тока в мембране клетки создают поры, через которые могут проникать молекулы – например, ДНК или белка, – но этот метод является неточным и может убить множество клеток, в которые «целились» исследователи.

Другой способ – доставлять молекулы на стенку клетки с помощью вирусов. Этот метод тоже не вызывает полного доверия – как и сами вирусы, носители заболеваний. Кроме того, названные стратегии не подходят для работы с иммунными клетками.

Новый метод, разработанный командой ученых из Стэндфордского университета, использует, как и первый, электрический ток, но работает с ним намного деликатнее. Когда включают ток, наноструктуры с тонкими «иголочками» оставляют на клеточных мембранах крохотные «дырочки», через которые может пройти молекула и которые не повлекут за собой ущерба. Ток при этом концентрируется в конкретном месте и к тому же направляет молекулу к нужному «входу», что обеспечивает точность и скорость процесса: доставка молекулы к клетке занимает всего 20 секунд.

Метод протестировали на клетках мозга мышей и на трех трипах клеток человека: в обоих случаях были получены положительные результаты. Сейчас авторы разработки планируют проверить свой способ на иммунных клетках. Если они преуспеют, это на несколько шагов продвинет иммунотерапию.

[Фото: ru.123rf.com]