Материалы портала «Научная Россия»

Налунный транспорт

В 30-е годы от конструкторов танков требовали, чтобы машины могли преодолевать "лунный ландшафт" - местность, изрытую снарядами при бомбежке.  Кто бы знал тогда, что техника будет преодолевать настоящий лунный ландшафт...

Известно, что технические задания, сформулированные в начале тридцатых годов,  требовали, чтоб проектируемые советские танки преодолевали лунный ландшафт. Лунным ландшафтом в то время называли местность, подвергнутую обстрелу и бомбежке. Кто бы знал тогда, что отечественная машина будет преодолевать настоящий лунный ландшафт. Но нескоро, почти через сорок лет.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Сегодня на Луне рядом с кратерами, которые носят имена Циолковского и Королева, расположен кратер Бабакина. И это справедливо: именно Григорий Николаевич Бабакин спроектировал тот самый «наш любимый лунный трактор», воспетый Владимиром Высоцким. 

2. Перед этим пролегли годы исследований и исканий. Ведь сначала никто даже не знал, что представляет собой лунная поверхность, и не следует ли вместо лунохода изготовить, к примеру, луноплав. Проблему решил Сергей Павлович Королев: он выпустил приказ считать Луну твердой. 

3. С именем Королева, кстати, связан еще один научный анекдот-быль: при проектировании первой советской лунной станции, возникла проблема минимизации веса. Королев взял список всех приборов и вычеркнул устройство разработанное одним из биологических научно-исследовательских институтов – оно должно было определить есть ли жизнь на Луне. На возражения творцов прибора Королев отреагировал остроумно: он приказал вывезти прибор в степь и включить. Прибор показал, что жизни на Земле нет. 

4. «Луноход», или на языке документов, «Проект Е-8» предусматривал создание серии дистанционно управляемых самоходных аппаратов для исследования Луны. 

5. Рассматривались десятки вариантов: роторно-винтовые, гусеничные, шагающие, прыгающие и даже кувыркающиеся, однако выбор пал на колесный вариант на танковом шасси. 

6. «Убрали грунт, сделали ровную горизонтальную площадку, а затем привезли евпаторийский ракушечник и сделали горки. Камни привезли различные. Посыпали песком и даже покрасили в серо-черный цвет. Все это было сделано под руководством академика Виноградова. Конечно, и Солнце под Симферополем было очень хорошее, и тени». Так описывает строительство полигона, на котором испытывали «Луноход», заслуженный испытатель космической техники, кандидат военных наук, водитель луноходов, генерал-майор Вячеслав Довгань. 

7. Советские люди б этом так и не узнали, но самый первый «Луноход» (его теперь называют «Луноход-0») до Луны не долетел. Ракета-носитель с аппаратом Е-8 №201 потерпела аварию на старте 19 февраля 1969 года. 

8. Старт 10 ноября 1970 года удался. Ракета-носитель «Протон» вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-17». Через неделю, 17 ноября «Луна-17» совершила мягкую посадку в районе Моря Дождей. Через два с половиной часа с посадочной платформы по трапу  на Луну выехала штука под названием «Луноход-1». 

9. «Луноход-1» представлял собой герметичный приборный отсек, установленный на самоходной тележке. Каждое из восьми колес тележки имело свой электродвигатель. 

10. Было еще и девятое колесо, но оно требовалось не для езды, а для замера пройденного расстояния. Колесо намерило: за без малого одиннадцать месяцев работы  10540 метров пути, учитывая объезды глубоких кратеров. Максимальная скорость «лунохода» не превышала 2 км/час. 

11. Управлялся «лунный трактор» с Земли и на Землю же передавал увиденное «глазами» – телекамерами. Для управления набрали специальный экипаж, вернее даже два сменных экипажа и в каждом  командир, водитель, резервный водитель, штурман-навигатор, бортинженер, оператор. 

12. Работа оказалась очень трудной, причем главную трудность составляла задержка сигнала из-за расстояния. Именно поэтому не годился опыт вождения наземных транспортных средств и экипаж набирали среди людей, которые не умели управлять ничем – ни велосипедом, ни автомобилем. В те годы это было нетрудно, автомобилей в личном пользовании было немного. 

13. За 157 сеансов связи с Землей «Луноходу-1» выдали 24820 команд. Аппарат обследовал 80 000 квадратных метров поверхности Луны и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. 

14. С «Луноходом-1» даже поигрались: 8 марта 1971 года  в честь женского праздника операторы нарисовали его колесами цифру 8. 

15. В  конце сентябре 1971 года у лунохода иссяк источник питания, и 4 октября попытки связаться с ним прекратили. 

16. 16 января 1973 года со стапелей космической станции «Луна-21» своим ходом сполз восьмиколесный «Луноход-2» и покатил по лунному Морю Ясности. 

17. «Луноход-2» проработал меньше полугода, но поставил впечатляющие рекорды: по массе самодвижущегося аппарата – 836 килограммов, по пройденному расстоянию – целых 42 километра, что на данный момент является непобитым рекордом, по скорости движения и так далее.  «Луноход-2» переслал на Землю 80 тысяч кадров телесъемки. 

18. «Луноход-2» мог бы работать и дольше, но помешала авария: аппарат въехал внутрь свежего лунного кратера и был поврежден. Вот как рассказывал об этом Олег Ивановский, в ту пору главный конструктор по лунной тематике НПО имени Лавочкина: «Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров. На стенке этого кратера притаился еще один, вторичный, маленький. Это самое подлое на Луне. Чтобы выбраться из этого паршивого кратера оператор-водитель принял вместе с экипажем решение… сдать назад. А солнечная панель была откинута. И получилось так, что крышкой солнечной панели он въехал в стенку этого невидимого, ведь камеры смотрели только вперед, кратера. Он черпнул лунного грунта на солнечную панель. А после того, как выбрались, решили эту панель закрыть. Но лунная пыль такая противная, что ее так просто не стрясешь. За счет запыления солнечной батареи упал зарядный ток, а из-за того, что пыль стряслась на радиатор, нарушился тепловой режим. В итоге в этом злополучном кратере «Луноход-2» и остался. Все попытки спасти аппарат закончились ничем». 

19. Двадцать  лет «Луноход-2» стоял на Луне бесхозным, но в 1993 году его продали на аукционе Сотбис за 68,5 тысяч долларов, причем покупателем оказался сын американского астронавта Оуэна Гэрриота Ричард Гэрриот. Аппарат по прежнему покоится на Луне, но хозяин может быть спокоен – он не заржавеет.



луноход сергей павлович королев

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий