Ученые из Венского университета (Австрия) изучили останки гигантской акулы, найденные в 1996 году на севере Испании, и смогли отнести эту вымершую акулу к семейству Ptychodontidae. Представители этой группы жили в меловом периоде – тогда же, когда по земле бродили динозавры. Возраст останков – 85 миллионов лет, говорится в пресс-релизе вуза. Статья с описанием находки появилась в журнале PLOS One.

Акулы Ptychodontid известны науке в основном по обнаруженным ископаемым зубам. Сплющенные зубы позволяли морским хищникам сокрушать добычу с твердой оболочкой – таких, как двустворчатые моллюски. Находка из Испании дополняет скелет: она включает в себя части позвоночника и зубоподобные чешуйки.

В отличие от зубов, позвонки акулы несут важную информацию об истории жизни вида – ​размер, рост и возраст, – которая сохраняются в виде годичных колец внутри позвонка, как в стволе деревьев. Статистические методы и сравнение с существующими видами позволили ученым расшифровать эти данные и воссоздать экологию древней группы акул.

Акула, которой принадлежали позвонки, достигала в длину четыре-семь метров, а возраст ее оценивается в 30 лет: то есть на момент смерти акула еще не достигла зрелости.

Исследование показывает, что акулы Ptychodontid росли очень медленно и долго созревали. Но во взрослом возрасте они достигали огромных размеров и жили очень долго. «Это могло быть главным фактором их успеха, но в конечном итоге и гибели», – отмечают авторы работы.

Ископаемые останки древнего морского обитателя палеонтологи обнаружили на северном побережье Испании, недалеко от города Сантандер. Побережье состоит из метровых известняковых стен, которые были отложены во время мелового периода, около 85 миллионов лет назад.

[Иллюстрации: PATRICK L. JAMBURA]