Японские ученые разработали метод, позволяющий оценить возраст микропластика в поверхностных водах океана, и обнаружили, что микропластику в открытом море может быть от одного года до трех лет, а в прибрежной зоне — от нуля до пяти лет, сообщает Университет Кюсю. Выводы ученых были опубликованы в журнале Marine Pollution Bulletin.

Команда применила свой новый метод, чтобы оценить возраст микропластика, обнаруженного на прибрежных и морских участках в северной части Тихого океана. Они проследили, как окисляется (и, следовательно, разлагается) пластик под воздействием факторов окружающей среды — ультрафиолетового излучения и температуры.

Для начала ученые измеряли уровень деградации полиэтилена — самого распространенного вида пластика. Они использовали изменение молекулярной массы материала и то, что называется карбонильным индексом. Когда полиэтилен разлагается, его карбонильный индекс увеличивается, а молекулярная масса уменьшается, объясняют авторы работы. Также экспериментально в ученые выяснили, как различные комбинации ультрафиолета и температуры влияют на молекулярную массу материала и карбонильный индекс.

Команда обнаружила, что UVER — ультрафиолетовое эритемное излучение, измерение УФ-излучения на уровне земли — и температура морской воды были двумя основными факторами разложения пластика.

«Как только у нас появились эти данные, мы начали применять их к нашим образцам микропластика. Все наши образцы были взяты из верхних слоев океана, на высоте до одного метра от поверхности воды, — отмечает Рие Окубо, исследователь корпорации Asahi Kasei и первый автор работы. — Некоторые образцы были собраны у берегов Японии, на расстоянии от 10 до 80 км от побережья. Другие образцы были собраны в открытом море, в середине северной части Тихого океана и Филиппинского моря».

Используя свой метод, команда смогла оценить возраст каждого образца. Ученые обнаружили, что возраст микропластика в прибрежных водах варьируется от нуля до пяти лет, тогда как возраст образцов в открытом море – от одного года до трех лет.

Прибрежные частицы микропластика «живут» столько, вероятно, потому, что они часто выбрасываются на берег и сохраняются в течение более длительного времени. А микропластикам, которыеоказались в открытом море, требуется больше времени, чтобы достичь этой части океана, поэтому их возраст не превышает трех лет, считают ученые.

[Фото: KYUSHU UNIVERSITY/ASAHI KASEI CORPORATION]