0 комментариев 753

Найден белок, который помогает раковым клеткам выживать

Ученые из Университета Копенгагена обнаружили две важные функции белка под названием RTEL1 во время деления клеток, благодаря которым выживают раковые клетки. Открытие может помочь найти новые методы лечения рака.

В новом исследовании ученые из Университета Копенгагена (Дания) обнаружили две важные функции белка под названием RTEL1 во время деления клеток, благодаря которым выживают раковые клетки. Открытие может помочь найти новые методы лечения рака, сообщает пресс-служба вуза. Результаты работы опубликованы в научном журнале Nature Structural & Molecular Biology.

Одним из наиболее важных процессов организма является деление клеток, которое происходит на протяжении всей жизни. Нормальные клетки имеют только ограниченное количество делений, в то время как в раковых клетках деление клеток не поддается контролю.

Цикл клеточного деления содержит несколько фаз. Двумя наиболее важными являются S-фаза, когда ДНК клетки дублируется, и митоз, когда дублированная ДНК делится поровну между двумя дочерними клетками. Новое исследование показывает, что специальный белок RTEL1 играет важную роль как в S-фазе, так и в митозе раковых клеток.

На S-фазе RTEL1 может предотвращать разрушительные столкновения между процессами репликации и транскрипции ДНК (когда производится РНК), что в противном случае может вызвать повреждение ДНК и нестабильность хромосом. Это происходит за счет устранения «определенных необычных структур, которые могут образовываться между ДНК и РНК, называемых R-петлями», отмечают авторы работы.

Вторая особенность заключается в том, что RTEL1 является двигателем процесса под названием MiDAS, который происходит на ранней стадии митоза и помогает клеткам завершить репликацию ДНК, которая не завершилась в S-фазе. Он был обнаружен в 2015 году.

Тогда, около пяти лет назад, выяснилось, что раковые клетки используют эту необычную форму репликации ДНК гораздо чаще, чем нормальные клетки, потому что раковые клетки испытывают сильный «стресс репликации» в S-фазе из-за нарушения цикла деления клетки, которое вызвано чрезмерной активностью онкогенов.

Если MiDAS не происходит, это приводит к гибели клеток или мутациям в выживших клетках. В случае рака это означает, что опухолевая клетка может стать еще более ненормальной из-за новых мутаций.

В новом исследовании ученые рассмотрели различные типы раковых клеток, включая рак костей, шейки матки и толстой кишки. Они увидели, что использовать MiDAS раковым клеткам помогает белок RTEL1. Теперь ученые смогут использовать его как мишень для лечения рака, блокируя работу белка.

[Фото: UNIVERSITY OF COPENHAGEN]