На Новой Земле впервые за время проведения экологического мониторинга обнаружили бабочек. Их присутствие  зафиксировали на мысе Желания, расположенном на Северном острове архипелага вблизи его крайней северной оконечности.

Открытие сделали ученые из Национального парка "Русская Арктика" совместно с коллегами из Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (Архангельск). Их исследование опубликовано в научном журнале Nota Lepidopterologica.

"Бабочек заметили в период полевых работ инспекторы, в обязанности которых входит проведение государственного экологического мониторинга. Наши сотрудники успели визуально оценить и сфотографировать бабочку. На территории национального парка это первый подобный случай, ранее бабочки здесь замечены не были", — сказал заместитель директора по научной работе Национального парка "Русская Арктика" Иван Мизин.

Благодаря фотографиям и визуальным описаниям бабочки биологи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова УрО РАН идентифицировали находку как многоцветницу чёрно-рыжую (Nymphalis xanthomelas). Это бореальный лесной вид, присутствие которого не типично для высокоширотной Арктики. Задачей ученых было выяснить, как особи многоцветницы оказались в самой северной части Новой Земли. При этом, бабочки не могут перелетать на большие расстояния. Место представляет собой полярную пустыню с отсутствием необходимой растительности.

Данные о подобных миграциях проанализировали архангельские биологи. До этого подобные перемещения уже фиксировались. Тогда причиной стал перенос континентальных воздушных масс. Самый дальний залёт бабочек был зафиксирован на архипелаге Шпицберген в 1978 году. Находка на Новой Земле стала вторым по дальности залётом бабочек на север.

Специалистам из ФИЦКИА УрО РАН удалось реконструировать цепь событий. Ученые учли наиболее короткие дистанции от места нахождения бабочек на Новой Земле до ближайших точек на материке. А для воссоздания движения насекомых использовались данные интернет-порталов, отслеживающих погодные и климатические явления.

"Мы реконструировали обстановки за день, предшествующий появлению бабочки на мысе Желания. В целом обстановки были стабильны в течение трёх-пяти дней, — поясняет директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН Иван Болотов.Первая встреча в июле была связана с мощным воздушным переносом с территории полуострова Ямал, когда тёплая воздушная масса на большой скорости шла в сторону Новой Земли с юга. А в августе тёплая воздушная масса пришла с востока, с полуострова Таймыр. Таким образом, бабочка преодолела 580–650 км водного барьера вместе с преобладающими воздушными потоками".

Ранее биологи  ФИЦКИА УрО РАН совершили экспедицию в Якутию. Тогда была обнаружена крупная популяция многоцветницы в районе заполярного посёлка Тикси. По словам специалистов, для Сибири характерны массовые вспышки размножения и миграции этого вида на север с более южных территорий.

Как отмечает Иван Болотов, появление бабочек-мигрантов на Новой Земле связано с "популяционными взрывами" в Якутии, выступающими следствием тёплого климатического сезона. Гусеницы многоцветницы развиваются на ивах, где условия способствуют массовому размножению Nymphalis xanthomelas и миграции к побережью Северного Ледовитого океана. Оттуда часть бабочек воздушными массами уносит на арктические архипелаги.

"Это уникальная находка, которая свидетельствует об изменениях климата. Климат теплеет — часть популяции мигрирует на север. Бабочки — тонко настроенный биоиндикатор потепления в Арктике, и мы наглядно видим, насколько серьёзные процессы сейчас протекают в живой природе, — объясняет Иван Болотов