Джош Маурер (Josh Maurer) из Колумбийского университета (США) и его коллеги проанализировали данные, полученные со спутников-шпионов времен «холодной войны», чтобы оценить объемы льда на Гималаях. Изображения, с которых уже был снят гриф секретности, показывают, насколько изменился этот регион за последние сорок лет. Выводы исследования были доложены на очередном собрании Американского геофизического союза в Сан-Франциско, а их краткое изложение представляет BBC News.

В 1970–80-х годах США запустили в космос двадцать разведывательных спутников для наблюдения над конкретными областями. Со временем сфера их применения несколько изменилась. В 2011 году данные были рассекречены и в настоящее время изучаются геологической службой США.

Среди изображений имеются снимки Гималаев — области, по которой исторически данные скудны. Сравнивая их с более поздними снимками спутников НАСА и Японского космического агентства (JAXA), ученые смогли увидеть, насколько регион изменился.

«Мы можем видеть высоту горного льда в 1973 году. Принимая эти модели рельефа, мы можем оценить разницу между тогдашними и современными данными», — сказал Джош Маурер.

Исследователи оценили масштабы потери льда — по словам Маурера, «в каждой точке на поверхности ледника над Гималаями ежегодно теряется четверть кубометров воды».

Ученых беспокоят отложенные последствия этого процесса. «Он затронет население, живущее вниз по течению, которое сильно зависит от этих водных ресурсов. По мере того как ледник будет таять и отступать, количество потоков будет увеличиваться в краткосрочной перспективе, но в течение следующих ста лет они будут уменьшаться все больше и больше, и это окажет негативные последствия на водные ресурсы», — объяснили исследователи.

Данные программы Hexagon, обрабатывающей снимки из космоса и которая применялась авторами исследования, в настоящее время используются различными исследовательскими группами, чтобы проследить, как другие части Земли изменились с течением времени.

Читайте также на портале Научная Россия: климат планеты повел себя непредсказуемо впервые за 800 тыс. лет.