Астрофизики из Женевского и Бернского университетов (Швейцария) исследовали прошлое Венеры, чтобы выяснить, существовали ли когда-нибудь океаны на «сестринской» планете Земли. Результаты, опубликованные в журнале Nature, показывают, что нет. Новость появилась на сайте Женевского университета.

Планета Венера считается «сестрой» Земли. На первый взгляд, она сопоставима по массе и размеру с нашей планетой, также состоит в основном из каменистого материала, содержит немного воды, у нее есть атмосфера. Тем не менее, при более внимательном изучении обнаруживаются разительные различия между ними: плотная атмосфера Венеры с углекислым газом, экстремальные температура и давление поверхности, а также облака серной кислоты действительно резко контрастируют с условиями на Земле, необходимыми для жизни. Однако, возможно, так было не всегда. Предыдущие исследования показали, что в прошлом Венера могла быть гораздо более гостеприимным местом с собственными океанами с жидкой водой. Группа астрофизиков исследовала, действительно ли у близнеца нашей планеты были более мягкие периоды.

Для этого исследователи смоделировали климат Земли и Венеры в самом начале их эволюции – то есть более четырех миллиардов лет назад, – когда поверхность планет еще была «расплавленной». «Связанные с этим высокие температуры означали, что любая вода должна присутствовать в виде пара, как в гигантской скороварке», – добавляют авторы работы. Используя сложные трехмерные модели атмосферы, подобные тем, с помощью которых ученые моделируют текущий и будущий климат Земли, команда изучила, как атмосферы двух планет будут эволюционировать с течением времени и могут ли при этом образовываться океаны.

Результаты показали, что климатические условия не позволяют водяному пару конденсироваться в атмосфере Венеры. Это означает, что температура на этой планете никогда не опускалась так низко, чтобы вода в ее атмосфере образовывала капли дождя, которые могли упасть на ее поверхность. Вместо этого вода осталась в атмосфере в виде газа, а океаны так и не образовались. Авторы называют облака, которые образуются преимущественно на ночной стороне планеты, одной из основных причин для этого. Облака вызывают очень мощный парниковый эффект, который не позволяет Венере охлаждаться так быстро, как считалось ранее.

Также выяснилось, что Землю легко могла постичь та же участь, что и Венеру. Если бы наша планета была немного ближе к Солнцу или если бы Солнце сияло так же ярко в своей «юности», как сейчас, Земля сегодня выглядела бы совсем иначе, отмечают авторы работы. Вероятно, относительно слабое излучение молодого Солнца позволило Земле остыть достаточно, чтобы конденсировать воду, из которой состоят наши океаны.