На Суматре открыли новый вид орангутана

По оценке ученых, он уже находится под угрозой вымирания.

Международный коллектив зоологов открыл на острове Суматра (Индонезия) новый вид орангутана. Это первый новый вид семейства гоминид, обнаруженный с 1929 года. Статью о важном открытии, опубликованную онлайн в журнале Current Biology, пересказывает сайт журнала Science.

Зоологи изучали популяцию орангутанов из местности Батанг-Тору на севере Суматры. Ранее уже высказывалось предположение, что ее представители существенно отличается от других индонезийских орангутанов. Их диета разнообразнее и включает не только гусениц, но и, например, шишки хвойных деревьев. Кроме того, анализ митохондриальной ДНК, взятой из фекалий орангутанов Батанг-Тору показал, что они могут быть генетически ближе к орангутанам с отдаленного острова Борнео (Pongo pygmaeus), чем на прочих местных суматранских (P. abelii).

Чтобы разобраться в этом, ученые расшифровали геном одного орангутана, отловленного в местности Батанг-Тору, и сравнили его с геномами 35 его суматранских и борнеосских собратьев. Оказалось, что их эволюционные пути разошлись примерно 3,4 млн лет назад, и сегодня орангутаны из Батанг-Тору представляют собой отдельный биологический вид. Зоологи назвали его тапанулийским (Pongo tapanuliensis).

Интересно, что предки суматранских и борнеосских орангутанов стали двумя отдельными видами гораздо позже — около 674 тыс. лет назад.

Танапулийские орангутаны отличаются от собратьев с южной Суматры и Борнео и по внешним признакам. В частности, у них меньше черепа, кудрявее шерсть и длиннее волосы на лице.

По оценке ученых, танапулийских орангутанов в дикой природе осталось всего менее 800 особей. При этом ареал их обитания рассечен надвое автомобильной трассой и окружающей ее зоной отчуждения. Это делает перспективы вида еще более тревожными. Ученые призывают власти принять немедленные меры для охраны танапулийских орангутанов.

«Как ученый, я в восторге от этого открытия, — сказал журналистам приматолог Грэм Бейнс (Graham Banes) из университета Висконсин-Мэдисон (США), не участвовавший в обнаружении Pongo tapanuliensis. — Но как человек, я в ужасе от того, что нам может не хватить времени для спасения этого вида».

В предыдущий раз новый вид гоминид открывали в 1929 году — это был бонобо (он же карликовый шимпанзе).

Однако в целом это не первый новый вид животного, обнаруженный учеными за последнее время. Ранее мы писали, например, о неизвестном доселе голожаберном моллюске, открытом сотрудниками МГУ в Северной Европе, и гигантской крысе-древолазе, которую нашли на Соломоновых островах.

борнео новые виды орангутан редкие виды человекообразные обезьяны