На Камчатке начался масштабный мониторинг популяций краснокнижных рыбоядных птиц. Исследователям предстоит оценить численность и распространение белоплечего орлана, орлана-белохвоста и скопы и понять, как эти виды адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды. Такое масштабное исследование этих видов проходит в регионе впервые за 25 лет. Исследование проводят ученые Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга совместно со специалистами Дарвинского государственного природного биосферного заповедника в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты»).

На текущий момент в Красной книге Камчатского края описаны не менее 60 таксонов птиц. Среди них буревестникообразные, воробьинообразные, гагарообразные и представители других отрядов пернатых.

Суровый климат Камчатского края отличается экстремальной изменчивостью, поэтому выяснить динамику развития популяций птиц во времени ― важная задача для сохранения биоразнообразия уникального региона. Для мониторинга популяций редких рыбоядных птиц специалисты задействуют легкомоторный вертолет, незаменимый при поиске заселенных гнезд рыбоядных хищников. Ученые называют этот метод самым лучшим средством учета гнезд редких видов птиц. Так, благодаря ему за 15 ч работы удалось обнаружить почти сотню гнезд, что значительно превышает результаты, которых можно было бы достичь наземными методами за несколько полевых сезонов, говорят специалисты КамГУ им. Витуса Беринга.

Наблюдение за птицами с воздуха также удобно тем, что в отличие от наземных методов исследования, не доставляет дискомфорта пернатым. Чтобы не нарушать естественную среду обитания животных, пилоты следуют строгим инструкциям: не снижаются слишком сильно и не зависают над гнездами. Для полноты учета на борту вертолета находятся сразу три учетчика, которые ведут наблюдения, фотографируют найденные гнезда и записывают их координаты.

Этот проект должен стать многолетним и дополниться пешими экспедициями по учету птиц. По итогам мероприятий ученым предстоит оценить состояние популяций редких видов птиц и разработать меры по их сохранению и защите. В планах также создание нескольких стационарных пунктов для наблюдения за пернатыми в местах их наибольшей концентрации.

Подробнее об исследовании корреспонденту «Научной России» рассказала заведующая молодежной лабораторией антропогенной динамики экосистем КамГУ им. Витуса Беринга Дарья Паничева:

«Эти виды птиц уязвимы из-за разрушения гнезд и кладок, гибели птенцов, роста беспокойства, трансформации мест обитания и сокращения запасов лососей. <…> По экспертной оценке, камчатская популяция орлана-белохвоста насчитывает примерно 250–300 пар. Глобальную численность белохвостого орлана 35 лет назад оценивали в 7,5 тыс. особей. На Камчатке было 1200–1600 пар. С тех пор единовременных учетов не проводилось. К настоящему времени показатели плотности размещения гнезд стабильны, либо демонстрируют небольшое сокращение.  Камчатская популяция скопы ― перелетная. В Камчатском крае размножаются 100–150 пар. Пока сложно говорить о точной численности хищных птиц полуострова, но в этом полевом сезоне будут получены первичные данные по пространственному распределению и численности исследуемых видов центральной части Камчатки. Эти результаты лягут в основу определения взаимосвязи между качеством особей и средой обитания. После установки трекеров и кольцевания птенцов будут начаты исследования особенностей натальной дисперсии, миграции и выявлены места зимовки хищных птиц».

Фото в тексте и фотографии в галерее: Евгений Есин / КамГУ им. Витуса Беринга