Яркие перья и зоркий взгляд. У птиц праздник – Международный день птиц. Его отмечают весной, в то время, когда после долгого перерыва слышны звонкие переливы пения птиц, что возвращаются из тёплых краёв. Это событие мы ждём с нетерпением, ведь природа, наконец, перестаёт быть монохромной и молчаливой, а начинает нас радовать яркими красками и высокими нотами.

Птицам посвящены разные даты, Международный день птиц в России стали праздновать с 1926 года, после того, как эту инициативу подхватили из-за рубежа. За это время праздник стал наиболее известным из тех, что в России посвящены птицам. Во времена СССР внимание к птицам, в основном, было со стороны юных натуралистов и пионеров, чтобы окружающие относились к птицам бережно, не занимались вандализмом, а наоборот, помогали птицам, ставили кормушки и домики. В первый год празднования Дня птиц, юннаты под руководством преподавателя московской Центральной биостанции Николая Дергунова установили скворечники на Воробьёвых горах. Плакаты к этому дню рисовал Владимир Маяковский, он сочинил для этого фразу, призывающую принять участие в этом празднике: «Мы ждём вас, товарищ птица, отчего вам не летится?».

Свободолюбивые птицы нередко «попадают» в разные фразеологизмы, один из известнейших: «На птичьих правах»… Задумываемся ли мы о том, что изменяя свою окружающую среду, мы сильно влияем и на места обитания других живых организмов? Благоустройство парковых территорий, строительные работы, облагораживание зелёных территорий, световой шум часто провоцируют птиц покидать их привычные места обитания. Из Москвы уже улетели чёрный коршун, малая чайка… Учёные нашли некоторый «маркер»  состояния экосистемы – соловьи. Хороший признак, когда соловей из года в год весной возвращается на одно место. Как сообщает журнал «Наука и жизнь», орнитологи выяснили, что наиболее остро на изменения гнездования соловьёв влияет замена разнотравья газонами всего из 1-2 видов травы. Тогда у соловья меньше возможности спрятаться, а также труднее найти пропитание, потому что уменьшается и количество насекомых. Некоторые же птицы в мегаполисах чувствуют себя более, чем комфортно, и они расширяются в численности, ведь для них есть всё необходимое – тепло и человек, который их покормит, намеренно или сам того не замечая.

Часто люди выбирают птиц и в качестве домашних питомцев. Свободы у них, конечно, поменьше, чем у их вольных собратьев. Особенно, когда в доме живут кошки. Но иногда эти питомцы вопреки всяким животным инстинктам ведут себя не так, как заложено их инстинктами: завязывают дружбу и друг над другом подшучивают. Ведь их когнитивные навыки и не на то способны! Несмотря на то что у птиц отсутствует кора головного мозга (но есть паллиум, который считается аналогом коры), многие птицы могут вполне посоревноваться в сообразительности с млекопитающими! Поэтому, они наверняка оценят вашу доброту и будут благодарны, если вы сегодня, в их праздник, или в любой другой день построите для них скворечник или пополните кормушку на улице, а взамен, они наверняка отблагодарят вас чудесным пением или простой возможностью за ними понаблюдать вблизи.

Источники:

Международный день птиц. Википедия

Птицы в городе. Наука и жизнь

У птиц обнаружили сознание и схожую с млекопитающими архитектуру мозга. Nplus1