Могут ли черные дыры состоять из темной материи? Это старая невероятная идея получила новое развитие в связи с открытием гравитационных волн год назад, сообщается в публикации в журнал Science. Открытие заставило предположить, что космос изобилует неожиданно тяжелыми черными дырами. Многолетние поиски не помогли найти гипотетические частицы темной материи, и нашли более радикальное объяснение недостающей массы Вселенной.

«Это бредовая идея, — сказал физик-теоретик Марк Камионковски (Marc Kamionkowski) из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), чья команда выступила с данной идеей на встрече американского физического общества. — Но каждая идея о том, чем может быть темная материя — это безумие».

Ученые уже давно знают, как образовываются обычные и сверхмассивные черные дыры. Но астрофизики не владеют данными о том, как появляются черные дыры промежуточных масс. Вот почему для физиков из Лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (ЛИГО) стало неожиданностью обнаружение слияния двух черных дыр массой в 29 и 36 раз массивнее Солнца.

Теоретики говорят, что есть способ формирования таких тяжелых черных дыр еще до появления первой звезды — путем непосредственного распада плотного пятна в клокочущей плазме частиц, наполнивших космос сразу после большого взрыва. «Если открытие ЛИГО не статистическая погрешность, то пространство внутри черной дыры могло заполниться этой темной материей, — сказал Камионковски.

Но не все ученые согласны с такой идеей. Наблюдения за галактиками сегодня бросают тень на теорию, согласно которой темная материя содержится в черных дырах. Черные дыры, вес которых превышает 10 солнечных масс, должны были давным-давно обосноваться в центрах малых галактик, сбивая звезды как шары для боулинга. Однако астрофизик Тимоти Брандт (Timothy Brandt) Принстонского Института в Нью Джерси (США). Брандт исследовал пять слабых карликовых галактик вблизи Млечного Пути и обнаружил, что они компактны и не слишком активны. «Это очень сильный аргумент против существования темной материи внутри черной дыры», — сказал он.

[Иллюстрация: Mark Garlick/Science Source]