Если бы человек изучал язык с той же скоростью, что и ChatGPT, ему потребовалось бы 92 000 лет. В то время как машины могут обрабатывать огромные массивы данных с молниеносной скоростью, когда дело доходит до изучения естественного языка, дети оставляют искусственный интеллект далеко позади.

Недавно опубликованная в журнале Trends in Cognitive Sciences статья профессора Кэролайн Роуленд из Института психолингвистики Макса Планка представляет собой новую концепцию, объясняющую, как дети совершают этот удивительный подвиг.

Благодаря недавним достижениям в области исследовательских инструментов, таких как отслеживание движения глаз и распознавание речи с помощью ИИ, учёные теперь могут в беспрецедентных деталях наблюдать за тем, как дети взаимодействуют с теми, кто за ними ухаживает, и с окружающей средой.

Но, несмотря на стремительное развитие методов сбора данных, теоретические модели, объясняющие, как эта информация преобразуется в понятный язык, отстают.

Новая концепция устраняет этот пробел. Обобщая обширные данные из области компьютерных наук, лингвистики, нейробиологии и психологии, исследовательская группа предполагает, что ключ к пониманию того, почему дети усваивают язык намного быстрее, чем ИИ, кроется не в количестве получаемой ими информации, а в том, как они её усваивают.

В отличие от машин, которые в основном пассивно обучаются на основе письменного текста, дети усваивают язык в процессе активного, постоянно меняющегося развития, обусловленного их растущими социальными, когнитивными и двигательными навыками.

Дети используют все свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, — чтобы познавать мир и развивать языковые навыки. Окружающая среда предоставляет многочисленные сигналы от нескольких органов чувств, давая разнообразные и синхронизированные подсказки, которые помогают понять, как работает язык. Дети не просто сидят и ждут, когда к ним придёт язык, — они активно исследуют своё окружение, постоянно создавая новые возможности для обучения.

«Системы искусственного интеллекта обрабатывают данные... но дети действительно живут этим, — отмечает Роуленд. — Их обучение является телесным, интерактивным и глубоко укоренившимся в социальном и сенсорном контекстах. Они ищут опыт и динамически адаптируют своё обучение в ответ на него — исследуют предметы руками и ртом, ползают к новым и интересным игрушкам или указывают на объекты, которые им интересны. Именно это позволяет им так быстро овладеть языком».

Эти открытия не просто меняют наше представление о развитии детей — они имеют далеко идущие последствия для исследований в области ИИ, обработки языка взрослыми и даже для эволюции самого человеческого языка.

«Специалисты в области ИИ могли бы многому научиться у младенцев, — говорит Роуленд. — Если мы хотим, чтобы машины изучали язык так же хорошо, как люди, возможно, нам нужно переосмыслить то, как мы их разрабатываем, — с нуля».

[Фото: https://icub.iit.it/]