Мозг приветствует знакомые картины

Нейроны сильнее реагируют на знакомые образы в потоке изображений, а на знакомый, но отдельно взятый — слабее.

Группа ученых из различных университетов Питсбурга (США) под руководство Трависа Мейера (Travis Meyer) исследовала реакцию мозга приматов на поток быстро сменяющихся изображений. Оказалось, что если знакомые изображения встречаются в потоке незнакомых, то нейроны реагируют на них куда сильнее, чем на все остальные. И наоборот, если участник эксперимента видит одно изображение, уже ему известное, нейроны испускают более слабые сигналы. Об этом рассказывает журнал Nature Neuroscience.

В первой фазе эксперимента участвововали две обезьяны. Каждой из них регулярно показывали комплект из 80 изображений. При этом всякий раз в комплекте в случайном порядке встречались одни и те же 16 изображений, которых обезьяны не видели до начала эксперимента, а все остальные образы никогда не повторялись. В ходе каждого «сеанса» каждое из вышеупомянутых 16 изображений встречалось в комплекте ровно по пять раз.

Одно изображение в потоке демонстрировалось одну десятую долю секунды, для того, чтобы затруднить осознанное распознавание. В общем счете первая обезьяна увидела каждый из повторяющихся образов по 140 раз в ходе 28 сеансов на протяжении четырех недель. Вторая обезьяна увидела их по 160 раз в ходе 32 сеансов на протяжении двух недель.

Ученых интересовало, как отреагируют нейроны в нижней височной доле коры, где находятся центры, отвечающие за обработку изображений. После окончания первой фазы эксперимента, ученые провели точно такие же измерения, но уже на самих себе — с аналогичными результатами. «Это выглядело даже драматично, — рассказал Карл Оллсон (Carl Olson), профессор в университете Карнеги-Меллона. — Мы не ожидали столь значительных изменений в реакции мозга на всего лишь знакомые изображения. Вероятно, это может быть механизмом, который использует мозг для отслеживания быстро меняющейся обстановки».

головной мозг нейроны распознавание