Москва является крупнейшим научным и инновационным центром России: на ее долю приходятся 35% внутренних затрат на исследования и разработки, треть исследователей, 39% научных публикаций в Web of Science, четверть патентных заявок на изобретения всей страны, а на ее территории сосредоточено свыше половины (59%) технологических стартапов. Но как выглядит московская наука на фоне других мировых городов?

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в 2020 г. сформировал Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов (HSE Global Cities Innovation Index), охватывающий 36 глобальных центров. На основе 120 показателей, характеризующих развитие технологий, институциональной среды, креативных индустрий и инфраструктуры, исследователи оценили ключевые факторы, способствующие привлечению в города участников экономики знаний. Впервые рейтинг был представлен в октябре 2020 г. на форуме «Открытые инновации».

Московские университеты добились серьезного присутствия в международных рейтингах

По числу ведущих вузов (15), представленных в международных рейтингах QS, THE и ARWU, Москва занимает 5-ю строчку среди мировых городов. Опережают ее азиатские центры и столица Великобритании. Отрыв от лидера – Токио – более чем двукратный.

В этих 15 ведущих вузах обучаются 212.7 тыс. студентов и работают 35.3 тыс. преподавателей. По данным показателям Москва занимает в рейтинге 10-е и 4-е места соответственно.

Естественные и точные науки – исторический приоритет столицы

По числу научных публикаций, индексируемых в Web of Science, Москва занимает 11-е место в рейтинге и уступает среди европейских городов только Лондону. Российская столица также демонстрирует высокие темпы роста публикационной активности. Если сравнивать общее число научных публикаций авторов из Москвы за два пятилетних периода (2009–2013 и 2014–2018 гг.), то их прирост составляет 47.6%. Более динамичными темпами наращивают публикационную активность только Гуанчжоу (93.7%), Пекин (66.1%), Шанхай (65%), Мумбай (64.9%) и Мельбурн (52.3%).

Научный профиль Москвы главным образом формируют естественные и точные науки (54.5% публикаций), со временем он несколько диверсифицируется (в 2009–2013 гг. доля данной области была 61.4%).

В естественных и точных науках Москва занимает в рейтинге 8-е место по абсолютному числу публикаций (впереди Пекин, Вашингтон, Шанхай, Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес). По трем тематическим категориям данной области науки столица демонстрирует лидерство (общая математика; физика элементарных частиц и квантовая теория поля; квантовая наука и квантовые технологии) и еще по десяти находится на 2-й позиции (математическая физика; атомная, молекулярная и химическая физика; физика жидкости, газа и плазмы; междисциплинарные исследования в области физики; ядерная физика; неорганическая и ядерная химия; кристаллография; геология; минералогия; палеонтология).

В технических науках наилучшие показатели (на уровне 2-го места в рейтинге) у Москвы по двум тематическим категориям: ядерные исследования и технологии; исследования в области добычи и переработки полезных ископаемых; в сельскохозяйственных науках — в почвоведении, в гуманитарных — по теоретической лингвистике.

Среди других глобальных городов Москва отличается самой низкой (7.1%) долей публикаций по медицинским наукам. У абсолютных лидеров рейтинга вклад этой области превышает треть: Бостон (37.5%), Нью-Йорк (36.2%), Лондон (34.6%). Еще заметней показатели у Филадельфии (42.2%), Амстердама (41.6%) и Торонто (40.3%).

Притянуть мировых звезд

Несмотря на высокие позиции Москвы по числу ведущих вузов и публикационной активности, на фоне других мировых городов российская столица занимает в рейтинге лишь 32-е место (из 36) по численности наиболее высокоцитируемых ученых и 10-е – по количеству лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий.

С научными организациями и университетами Москвы аффилированы пять высокоцитируемых ученых: Вадим Черезов, Александр Кабанов, Сергей Морозов, Владимир Уверский и Сулейман Аллахвердиев. Все они работают в естественно-научных и смежных с ними областях, таких как физика, фармакология и токсикология, биология и биохимия. Больше всего лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий аффилированы с американскими городами и некоторыми европейскими столицами, в частности Лондоном и Парижем. С Москвой и ее организациями непосредственно связаны два нобелевских (Михаил Горбачев и Эрик Маскин) и два филдсовских лауреата (Сергей Новиков и Андрей Окуньков). Андрей Окуньков является научным руководителем Международной лаборатории теории представлений и математической физики ВШЭ – Сколтех, а Эрик Маскин работает главным научным сотрудником в Международном центре анализа и выбора решений НИУ ВШЭ.

Информация и фото предоставлены пресс-службой НИУ ВШЭ