Публикуем материал корреспондента «МК» Натальи Веденеевой.
Что творится у нас в государстве?! С одной стороны, с высоких трибун говорится о необходимости мобилизоваться, затянуть пояса в ситуации, сложившейся на фоне спецоперации на Украине. А с другой — звучат призывы создавать почти полные копии уже имеющихся государственных организаций. Не верите? Министерство науки и высшего образования России подготовило проект постановления Правительства России «О федеральном государственном бюджетном учреждении «Российский центр научной информации». Согласно этому постановлению, если оно будет подписано Михаилом Мишустиным, Центру передадут почти все полномочия Российской академии наук. Мало того, он будет иметь даже больше полномочий, чем имеет сейчас РАН. Зачем и кому это надо — создавать в России вторую академию наук? Не думаю, что это делается для усиления функций существующей РАН накануне ее 300-летнего юбилея.
Согласно проекту, ФГБУ «Российский центр научной информации» создается не на пустом месте, а на базе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). У него имеется богатая информационная база по всем институтам, он финансировал наиболее перспективные исследования, но... Зачем передавать ему то, что имеется у другой государственной организации? Не для того же, чтобы потом ту, основную, вообще ликвидировать?
Мы помним слова одного научного функционера, который лет 10 назад, обидевшись на академиков, которые не приняли его в свои ряды, произнес фразу о том, что Академия будет разрушена, как когда-то был разрушен Карфаген. Но ведь Россию нельзя представить себе без Российской академии наук.
Странно, почему министерство вообще взялось за этот вопрос. Дело в том, что в соответствии с указами президента страны, выпущенными год назад, за всю научно-техническую политику в стране отвечает Совет науки при Президенте РФ, а за реализацию — правительственная комиссия по научно-техническому развитию.
Видимо, люди, которые готовили этот документ, не были знакомы с законом о Российской академии наук. Иначе в проекте не появились бы пункты о функциях нового Центра, которые... уже закреплены законодательно за Академией. Это вопросы, связанные с научно-технической политикой, научно-методическим руководством, вопросы, связанные с экспертизой, с международной деятельностью. При этом Центру предлагается делегировать дополнительные полномочия по созданию своих более мелких центров и филиалов!
Есть пункты, с которыми академики, целый год работавшие над проектом вместе с Минобром, были в целом согласны. Это сбор, ведение и анализ баз данных научной информации, обеспечение доступа исследователей к этой информации, финансирование подписки на научные издания и базы данных. Это еще куда ни шло — ведь в РФФИ был накоплен богатый опыт, который надо использовать; хотя функции сбора научной информации давно выполняют институты ВИНИТИ (по естественным наукам) и ИНИОН (по общественным).
По тем же пунктам, которые касались дублирования функций РАН, члены рабочей группы из Академии писали свои замечания, настаивали на изменении проекта постановления.
«Основная наша претензия заключалась в том, что многие функции, которые берет на себя этот Центр, являются функционалом Российской академии наук, который прописан законом, — сказал один из членов этой группы, вице-президент РАН Юрий Балега. — Мы выдвигали два альтернативных варианта. Либо создать Центр на базе РФФИ в качестве независимого структурного подразделения РАН, либо передать в Минобр, объединив с подведомственными ему ВИНИТИ и ИНИОН. Получился бы Единый федеральный центр, который объединял бы всю нашу базу в области научной информации».
К предложениям РАН не прислушались, кому-то очень захотелось создать новую организацию. В итоге академики вынуждены были согласиться с концепцией отдельного Центра, за вычетом из нее наиболее шокирующих и идущих против логики пунктов.
И вот на днях на платформе regulation.gov Минобрнауки РФ выставляет на обсуждение итоговый вариант проекта постановления правительства, который академики, входящие в состав рабочей группы по его разработке... не согласовывали.
«РАН рассматривала и согласовывала другую версию концепции Центра, с другими направлениями его деятельности. Функционал Центра оказался похлеще того, что был вначале, — комментирует академик Балега. — Теперь Центр является «наиболее значимым учреждением науки». Даже Академии наук в этом по большей степени было отказано! Центр ведет экспертизу научных проектов и является главным связующим звеном органов власти с экспертным сообществом! Позвольте, но это на 90% то, за что отвечает сейчас Академия».
То есть предлагается на ровном месте, несмотря на то что все выше заявленные виды деятельности выполняются, создать еще одну структуру, которая должна выполнять их же?! Оцените особый цинизм авторов. Они пишут, что на Центр возлагается «экспертиза научных проектов, в том числе в целях исключения их повторного финансирования»... А ничего, что сам Центр уже явится по сути двойником РАН, с бюджетом, превышающим академический.
Непонятно, зачем это делается? Но предельно ясно всем, что это потребует очень больших расходов.
На состоявшемся в минувший вторник Президиуме РАН было бурное обсуждение того, как могло произойти, что ученым, как кролика из шляпы иллюзиониста, вытащили совсем другой вариант проекта?
В итоге члены президиума написали письмо куратору науки в правительстве, вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с просьбой отложить принятие данного проекта постановления правительства, не отправлять его пока на подпись Михаилу Мишустину. До этого академики предлагают провести совещание с участием РАН, представителей РФФИ, министерства и правительства.
Понятно, что нельзя выбрасывать опыт, накопленный РФФИ, но нельзя и создавать дублирующую РАН организацию. Это в то время, когда бюджеты сокращаются. Как мне рассказали в Академии, недавно ей пришлось вернуть в бюджет более 100 миллионов рублей, потому что «не хватает средств». А тут нате вам — создается дублирующая организация, чей бюджет, по предварительным прикидкам, в два раза превысит бюджет РАН.
То есть граждане должны читать между строк послание от нашего министерства: «Денег в стране немерено, греби хоть лопатой!». В таком случае ждем снижения цен в магазинах, дешевые кредиты для населения, прекращаем просить деньги для больных детей по телевизору, поскольку их лечение должно взять на себя богатейшее из государств. И конечно же, если на то пошло, прибавьте ученым на разработку важнейших для населения отечественных медицинских приборов, лекарств, микроэлектроники, отечественной семенной базы по свекле, астрономических аппаратов, космической техники и т.д. Ведь отчисления от ВВП на науку у нас по-прежнему составляют 0,1%, в то время как в США, Израиле, Японии на нее не жалеют 2–4%.