0 комментариев 1552

Морская губка против клеток рака

Природное соединение, выделенное из морской губки, испытали на различных клетках рака простаты

Ученые из Дальневосточного федерального университета вместе с российскими и немецкими коллегами испытали биологическое действие алкалоида 3,10-дибромфаскаплизин на клетках рака. Впервые они выделили это соединение из морской губки Fascaplysinopsis reticulata, а затем успешно синтезировали его в лаборатории. В процессе эксперимента ученые выяснили, что под действием вещества опухолевые клетки погибают.

Сергей Дышловой, сотрудник Лаборатории биологически активных веществ Школы естественных наук (ШЕН) ДВФУ, старший научный сотрудник Лаборатории фармакологии Национального научного центра морской биологии ДВО РАН рассказывает:

«Интересно то, что испытанное соединение, способствуя гибели раковых клеток, в том числе устойчивых к стандартной химиотерапии, одновременно активирует в них фермент, который опухолевые клетки защищает. В принципе, это нельзя оценивать в категориях «хорошо» или «плохо». Это просто механизм действия, понимая который, 3,10-дибромфаскаплизин нужно применять вместе с молекулами, подавляющими активность этих ферментов».

Ученый также отметил, что помимо самостоятельной противоопухолевой активности, синтезированное соединение в сочетании с уже известными химиотерапевтическими препаратами усиливает их действие.

Цель ученых – создать вещество для таргетированной терапии, с минимальными побочными эффектами для здоровых клеток. Поэтому им предстоит проверить действие природного соединения на неопухолевых клетках – считается, что фаскаплизины для них достаточно токсичны.

В исследовании приняли участие специалисты ДВФУ, Национального научного центра морской биологии, Мартини Клиник, Университетской клиники Гамбург-Эппендорф (Германия), НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича, Института Молекулярной Биологии им. В.А. Энгельгардта РАН.

Фото: https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/06/27/1994897/tn/51fa0921968491f8a5f5dc05b45a3b2a.jpg