Суд апелляционной инстанции по делу академика РАН, экс-председателя Сибирского отделения академии наук Александра Асеева состоялся 9 августа в Новосибирском областном суде. Ученый является фигурантом дела о мошенничестве, связанном с приватизацией служебного коттеджа на территории новосибирского Академгородка. Ни сам ученый, ни его защита вины его не признают, ссылаясь на то, что приватизация была проведена законно, подобно тому, как это делали 80 других членов Сибирского отделения РАН. Один маленький нюанс — судебная тяжба проводится в период проведения страной военной спецоперации, когда знания и огромный опыт физика с мировым именем, десятилетиями разрабатывавшего передовые средства для обороны и безопасности, очень нужны стране.

Академик РАН Александр Асеев. Источник: Николай Малахин / «Научная Россия»

Академик РАН Александр Асеев. Источник: Николай Малахин / «Научная Россия»

 

Александр Асеев, по словам его коллеги, академика РАН, экс-ректора Новосибирского госуниверситета Николая Диканского, — представитель знаменитой Лаврентьевской школы подготовки научных кадров, физик, всю жизнь посвятивший разработке современного инженерного оборудования и приборов на полупроводниках. Он 15 лет руководил крупнейшим в стране Институтом физики полупроводников СО РАН им. А.В. Ржанова, начиная с 2008 года, дважды переизбирался председателем Сибирского отделения РАН — это был первый сибиряк во главе СО РАН за всю его историю, которого многие земляки с гордостью называли научным губернатором Сибири.

При нем по прямому указанию президента страны создавался Национальный гелиогеофизический комплекс РАН, Научно-исследовательская станция «Остров Самойловский» в Якутии, были созданы новые академические институты.

Вверенный ему Институт физики полупроводников СО РАН стал первой в стране организацией со специальной системой тепло- и воздухоснабжения, где даже управляющие этой системой сантехники уже в 90-х работали на компьютерах! А иначе было нельзя. Именно здесь, по словам самого Асеева, почти сразу после открытия академиком Жоресом Ивановичем Алферовым высокочувствительных полупроводников с квантовыми ямами, начали их производство, требующее особо чистых и современных условий.

В 2012 году по инициативе Дмитрия Рогозина, который в то время был председателем коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, в Новосибирске основали Центр фундаментальных исследований для обороны и безопасности.

Полупроводники сегодня просто необходимы для спутниковых систем, для систем безопасности, солнечных батарей и медицины. Чтобы лучше понять их значимость, приведу лишь один пример. На основе полупроводников под руководством Александра Асеева в начале 2000-х годов был создан один из самых дорогих продуктов в истории цивилизации — инфракрасный сенсор. Маленькая пластинка небольшого диаметра стоит тысячи долларов. Она может в условиях абсолютной темноты зарегистрировать в Москве тепло от спички, зажженной во Владивостоке! Такие фотодетекторы устанавливаются, например, на российских спутниках для отслеживания многих событий на Земле. Один тот факт, что при Асееве в Сибирском отделении РАН стали активно развиваться современные оборонные технологии, в которых Россия является лидером, тоже говорит о многом.

Слаженная работа в области высокоточного приборостроения невозможна без решения проблемы с обеспечением молодых научных сотрудников жильем. Сегодня каждый, кто работает в академических институтах СО РАН, имеет возможность не только получить служебную квартиру, но и отдельный коттедж в жилищно-строительных кооперативах Новосибирского академгородка — и в этом тоже заслуга экс-председателя.

Теперь о грустном... Напомним, что академику вменяется в вину то, что после объявленной приватизации в новосибирском Академгородке он, подобно многим своим коллегам, переоформил на себя жилье, в котором жил с семьей на основании договоров служебного и социального найма. Точнее, записал дом на свою дочь, поскольку у него самого право бесплатной приватизации (оно дается один раз в жизни) было использовано ранее. Между прочим, единственную квартиру, в которой ранее проживала вся его семья, сразу после приватизации он передал в собственность СО РАН.

Защита, его коллеги, естественно, настаивают на оправдании академика и признании за ним права на реабилитацию за необоснованное уголовное преследование.

— Подтверждаю отсутствие обмана и законность выделения и приватизации служебного коттеджа семьей Асеева, — сообщил академик Диканский в своем обращении https://ksonline.ru/504337/delo-aseeva-blagodarit-a-ne-sudit/. — Приватизация полностью соответствует принятой в СО РАН практике выделения служебных коттеджей и их последующей приватизации на членов семьи нанимателя.

По словам академика Диканского, доводы следствия, основанные на домыслах о якобы преступном замысле Александра Леонидовича, являются безосновательными, а развязанная травля заслуженного человека, много сделавшего для сибирской науки и страны, является звеном в происходящем после реформы РАН погроме науки.

За один день рассмотреть апелляцию (заявление адвокатов академика составило 195 страниц) суду в среду не удалось. Следующее заседание назначено на 31 августа.

 

Автор: Наталья Веденеева