© РИА Новости / Григорий Сысоев

© РИА Новости / Григорий Сысоев

 

Развитие Сети молодежных конструкторских бюро, механизмы их поддержки, привлечение в них школьников с целью ранней профориентации – эти и другие вопросы обсудил глава Минобрнауки России Валерий Фальков с представителями студенческих конструкторских бюро (СКБ). Встреча состоялась в рамках главной промышленной выставки России «Иннопром-2023» в Екатеринбурге. Мероприятие прошло на базе Инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения Уральского федерального университета (УрФУ).

Во встрече приняли участие представители конструкторских бюро НИТУ МИСИС, ИТМО, ДВФУ, НИУ «МЭИ», МГТУ им. Н.Э. Баумана, УрФУ, УГЛТУ, УГГУ, ЮУрГУ, КГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Одной из главных тем обсуждения стало создание системы молодежных конструкторских бюро в российских университетах, в них студенты смогут включиться в развитие страны, работая над решением реальных технологических задач в экономике. В конце 2022 года Президент России Владимир Путин поручил создать систему студенческих конструкторских бюро, предусмотрев механизм их финансирования за счет средств федерального бюджета.

Сейчас рабочая группа по разработке и внедрению модели студенческих конструкторских бюро, созданная при Минобрнауки России, ведет обсуждения с сообществом, занимается подготовкой необходимых нормативно-правовых документов и разрабатывает дорожную карту по созданию и развитию СКБ в университетах. Презентация проекта запланирована на Конгрессе молодых ученых, который пройдет в конце ноября в Сочи.

«Наша встреча сегодня и есть практическое воплощение тех замыслов, о которых говорилось на встрече с президентом. Можно издать распорядительный акт по созданию сообщества, но оно должно существовать реально. Для этого должны быть инициатива, цели и задачи. Мы планируем собрать представителей студенческих конструкторских бюро, в том числе и вас, на Конгрессе молодых ученых, который пройдет в Сочи в конце ноября», – сказал Валерий Фальков.

Еще один вопрос касался механизмов поддержки студенческих конструкторских бюро. Глава Минобрнауки России отметил, что сейчас ведутся обсуждения по созданию таких мер в виде грантов, и призвал представителей студентов и ученых принимать активное участие в дискуссиях для определения критериев, по которым будут отбираться грантополучатели. Преимущество будет отдаваться тем СКБ, которые либо созданы, либо будут создаваться на базе передовых инженерных школ и инжиниринговых центров.

«В нашем представлении студент сразу должен участвовать в решении боевых задач. “Боевая задача” – это то, что волнует сегодня “Камаз”, “Автоваз”, “Иркут”, – то есть реальный сектор экономики ставит задачу университету. Студенты не просто должны получать теоретические знания, но как раз через СКБ должны участвовать в решении конкретных инженерных задач. Такой подход мы поддержим», – отметил Валерий Фальков.

Важной темой открытого диалога стала профориентация школьников. По словам министра, студенческие конструкторские бюро должны быть открыты и для учащихся школ, чтобы вовлекать их как можно раньше в научно-техническое творчество.

Отметим, сегодня в России действует 58 молодежных конструкторских бюро. Их цель – объединить студентов, молодых ученых, рабочих и инженеров (до 35 лет), активно участвующих в техническом творчестве, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Например, студенты УрФУ в таком бюро займутся созданием линейки малолитражных двигателей для ПАО «КАМАЗ». В рамках проекта молодым инженерам предстоит разработать семейство транспортных рядных четырехцилиндровых двигателей с воспламенением от сжатия, рабочего объема два литра с достижением перспективных экологических требований ЕВРО-5 и ЕВРО-6. А участники студенческого конструкторского бюро МГТУ им. Н.Э. Баумана работают над созданием автономного беспилотного самолета с искусственным интеллектом, а также робота для исследования скважин и трубопроводов; среди партнеров СКБ – ООО «ВК», ООО «Тинькофф», АО «Трансмашхолдинг», ООО «Архитекция», ООО «Топ3ДГрупП» и другие.

 

Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России

Источник фото: ria.ru