МГУ открывает магистерскую программу по квантовым технологиям

Будут курсы, связанные с физическими основами квантовых вычислений и методами обработки квантовой информации, разработкой квантовых алгоритмов, основами классической и квантовой криптографии и оптических квантовых технологий

МГУ имени М.В. Ломоносова в новом учебном году запускает новую магистерскую программу «Квантовая электроника и квантовые технологии». Студенты освоят курсы, связанные с физическими основами квантовых вычислений и методами обработки квантовой информации, разработкой квантовых алгоритмов, основами классической и квантовой криптографии и оптических квантовых технологий.

Квантовые технологии уже переходят из области фундаментальных разработок и находят применение в самых различных сферах. Однако образовательных центров, готовящих специалистов для этой сферы, в России до сих пор нет. Новая магистерская программа реализуется на базе Центра квантовых технологий МГУ (ЦКТ) физического факультета и ориентирована на подготовку специалистов для работы в ведущих мировых научных центрах и организациях, занимающихся вопросами криптографии и обеспечения информационной безопасности.

Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий: «МГУ является лидером в области оптических квантовых технологий и разработке компонентной базы для квантовых компьютеров, защищенных систем квантовой связи и криптографии. В начале 2018 года при физическом факультете мы создали Центр квантовых технологий МГУ. В этом новом учебном году мы открываем при нём новую магистерскую программу «Квантовая электроника и квантовые технологии». Квантовая электроника уже находит применение в самых различных областях, однако по сей день в России нет центров, готовящих высококвалифицированных специалистов в этой сфере. Мы собираемся восполнить этот пробел и будем готовить специалистов будущего. Цена таких кадров на рынке труда крайне высока».

Кроме того, Центр квантовых технологий МГУ проводит обучение по программе повышения квалификации «Квантовая обработка информации и квантовые технологии». Программа нацелена на работников технологических предприятий, заинтересованных во внедрении квантовых технологий. ЦКТ также разрабатывает 6-летнюю программу специалитета и online курсы по квантовой электронике.

Физический факультет Московского университета является лидером в области оптических квантовых технологий и разработке компонентной базы для квантовых компьютеров, защищенных систем квантовой связи и криптографии. В начале 2018 года при физическом факультете создали Центр квантовых технологий МГУ.

Основные задачи ЦКТ сгруппированны вокруг четырех направлений:

• реализация ключевых комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в области квантовых технологий;
  • разработка и реализация основных образовательных программ высшего образования, направленных на формирование компетенций в области квантовых технологий;
  • развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Целью проводимых научных исследований и практических разработок на их основе является создание фундаментального научного задела и отдельных демонстраторов в области технологий квантовой обработки информации, квантовых вычислений/симуляций и квантовой связи. Квантовые технологии должны в перспективе привести к практически значимым научно-техническим результатам мирового и опережающего уровня в следующих областях:

• квантовые вычисления и квантовое моделирование;
  • квантовые коммуникации и квантовая криптография;

В ряде областей, таких как квантовая криптография, на сегодняшний день получены практически значимые результаты.

Прием документов на обучение в магистратуре физического факультета МГУ продлится до 20 июля 2018 года.

квантовые технологии