Планетологи Роджер Фу (Roger Fu) и Бенджамин Вайс (Benjamin Weiss) из Массачусетского технологического института в Кэмбридже обнародовали результаты исследований метеорита Семаркона. Полученные данные позволили вычислить силу магнитного поля протопланетного диска Солнечной системы. Работа опубликована в журнале Science.

В процессе формирования системы из протопланетного диска на определенной стадии возникает момент, когда часть материи диска падает на молодую звезду, а часть отталкивается от нее. Что заставляет материю претерпевать такие изменения, сложно сказать, но предположительно, дело в электромагнитных воздействиях. Проблема в том, что до сих пор никому не удавалось измерить силу магнитного поля протопланетного диска.

Метеориты представляют собой по сути хранилище информации о магнитных свойствах. Бенджамин Вайс сравнивает их с «восьмидорожечной кассетой или DVD». В большинстве случаев из-за высокой температуры и влажности эта информация стирается. Иногда охотники за метеоритами, чтобы удостовериться, что перед ними действительно небесное тело, подносят к камню кусок магнита, что тоже влияет на сохранность данных. Метеорит Семаркона упал на Индию в 1940 году. Состояние минералов этого метеорита указывает на то, что он оставался относительно холодным и сухим, часть этих минералов хранила информацию о магнитных свойствах миллионы лет.

Роджер Фу, Вайс и их коллеги сосредоточили свое внимание на изучении хондр, круглых образованиях в структуре метеорита, диметром в доли миллиметра, содержащих металл. Подобно стрелке компаса, хондры выстраивались по линиям магнитного поля солнечной системы при ее образовании. Планетологи считают, хондры сформировались в магнитном поле силой в 0,5 Гаусс — это сравнимо с современным значением у поверхности Земли. То, как они сформировались, предполагает, что сила магнитного поля протопланетного диска составляла 0,05-0,5 Гаусса.

Магнитное поле диска, скорее всего, позаимствовало свои силовые характеристики у слабо намагниченного межзвездного облака, из которого сформировалась Солнечная система. Процесс дальнейшего сжатия и движение ионизованного газа впоследствии увеличили силу поля.

«Магнитное поле, которое мы измерили в хондрах, очень сильно, в 10 тысяч раз сильнее, чем наблюдаемое сейчас в межпланетном пространстве, — сказал Вайс. — Cложно представить, что оно не сыграло существенной роли в передаче массы и момента импульса».

Дэвид Уилнер (David Wilner), астроном из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кэмбридже, не участвовавший в исследованиях, прокомментировал работу коллег в интервью для Science: «Это действительно впечатляющие результаты. Общеизвестно, что получить какие-либо данные о магнитном поле протопланетного диска крайне сложно».

Можно ли, основываясь на полученных данных, говорить о том, что будь сила магнитного поля протопланетного диска другой, жизнь на Земле могла и не зародиться? Уилнер считает, на данный момент ученые недостаточно хорошо понимают процесс формирования Солнечной системы, чтобы это утверждать: «Но меня не удивило бы, если бы наблюдались различия в свойствах планет Солнечной системы в зависимости от силы магнитного поля».

Авторские права на изображение: Лаборатория палеомагнетизма Массачусетского технологического института