Коллектив из российских и чешских ученых синтезировал биоразлагаемые наногибридные волокна с серебром и медью в составе. Они станут основой самодезинфицирующихся фильтров, которые будут защищать от заражения вирусами, в том числе и ковидом. Результаты работы опубликованы в международном научном журнале Molecules.

Группа ученых из НИТУ «МИСиС» (Москва), НИИ клинической и экспериментальной лимфологии и НИИ вирусологии РАН (Новосибирск) и Центрально-Европейского технологического института (Брно, Чехия) разработала широкий спектр тонких биоразлагаемых нановолокон, содержащих серебро или медь.

«Ученые НИТУ „МИСИС“ ведут передовые исследования, направленные на решение самых актуальных задач, стоящих перед человечеством. Среди них — поиск эффективных способов борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. из направлений работы научно-исследовательской лаборатории “Неорганические наноматериалы”, которую возглавляет д.ф.-м.н., профессор Дмитрий Штанский, — создание материалов для биомедицинских целей. Результатом нового исследования, проведенного учеными лаборатории, стал синтез биоразлагаемых антибактериальных волокон с содержанием серебра или меди, которые могут использоваться для защиты от заражения вирусными инфекциями, в том числе COVID-19», — поделилась ректор НИТУ «МИСИС» Алевтина Черникова.

Ультратонкие волокна получают методом электроформования. По словам разработчиков, они могут использоваться как фильтрующие слои благодаря малому весу, небольшому размеру пор, высокой проницаемости, высокой удельной поверхности, хорошей взаимосвязи пор и возможности включения активных химических частиц на наноуровне.

Подробнее о проведенных испытаниях рассказала соавтор исследования, научный сотрудник лаборатории «Неорганические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Елизавета Пермякова: «Производство одного из видов материала включало в себя осаждение оксида титана с последующей имплантацией ионов серебра в нановолокна поликапролактона. В другом случае, покрытие нановолокон слоем меди было успешно выполнено методом магнетронного распыления. По итогам испытания, противовирусная активность, оцененная по широко используемой методике с культивированием клеток VeroE6, была наибольшей для образцов поликапролактон-медь. Образцы, покрытые оксидом титана с имплантированным серебром, противовирусной активности не показали».

Разработчики утверждают, что высокая противовирусная активность нановолокон с медью открывает возможность для подготовки недорогих самодезинфицирующихся материалов для защиты от ковида. В частности, они могут применяться для производства лицевых масок, не требующих стирки и дезинфекции. По примерной оценке ученых, изготовление одной лицевой маски будет стоить 0,28 доллара США.

Автор фото: aboodi vesakaran / Unsplash