Математики из нескольких британских университетов описали процесс, как зерна превращаются в кофе в кофе-машине, и обозначали параметры, влияющие на качество финального продукта. Статья ученых вышла в издании SIAM Journal on Applied Mathematics, кратко о результатах рассказывает BBC News.

«Наша основная идея в том, чтобы построить полную математическую модель приготовления кофе, которую можно было бы использовать для разработки кофеварок, так же, как мы используем теорию жидкости и механику твердого тела при конструировании гоночных автомобилей», — рассказал Уильям Ли (William Lee) из университета Портсмута, один из авторов работы.

К удивлению исследователей, оказалось, что есть два разных типа процессов, с помощью которых из зерен получается кофе. Есть быстрый процесс, посредством которого кофе добывают с поверхности зерен, и есть гораздо более медленный, когда кофе получается из внутренней части зерна.

Давно известно, Математическая модель помогла также доказать, что слишком сильное измельчение делает напиток горьким, потому что вода надолго задерживается, проходя сквозь зерна. Но, с другой стороны, если размалывать недостаточно, напиток получится слишком водянистым, так как вода сквозь крупные частицы проходит слишком быстро, не давая кофе насыщенности.

Авторы работы, собственно, сумели квантифицировать процесс, что само по себе непростая задача, учитывая, что к кофе насчитывается около 1800 химических компонентов. Зато теперь любители кофе могут точно сказать, сколько они хотят извлечь из зерен и до какой степени для этого нужно его смолоть. Владельцам миллионов кофеварок и кофемашин есть о чем подумать.

Еще одно направление кофеварочных исследований — поиск ответа на вопрос, как заливать воду. Когда вы сыпете молотый кофе, он лежит там, образуя плоскую поверхность. Но в конце оказывается, что он распределен по стенкам фильтра. Интересно, если вместо одного узкого «крана» в центре использовать что-то вроде душа, тем самым распределяя жидкость по всей поверхности насыпанного кофе, как изменится результат? Доктор Ли считает, что и это влияет на вкус кофе.