Материалы портала «Научная Россия»

Математик — это звучит гордо

В МГУ прошел Всероссийский форум школьных учителей математики

Всероссийская конференция «Повышение качества школьного математического образования и совершенствование методик его оценки в аспекте реализации Концепции математического образования в РФ». Так звучало полное название форума, прошедшего в здании Шуваловского корпуса МГУ, задачей которого было обсуждение качества школьного математического образования в стране.

Несмотря на наводящее трепет название, уже самыми первыми докладами на конференции был задан невероятно позитивный и даже неформальный настрой. Собравшиеся в зале учителя математики — представители всех регионов страны — ничем не напоминали устоявшийся «мультяшный» сухой и строгий стереотип своей профессии. Они живо и непосредственно реагировали на то, что было им близко в докладах, горячо спорили на круглых столах и дискуссиях, в кулуарах оживленно общались и шутили, обсуждая свои насущные проблемы.

Слово для открытия форума было предоставлено помощнику Президента РФ Андрею Фурсенко, который в кратком приветствии подчеркнул, что то, как человек изучал математику, определяет в конечном итоге, как он будет учиться дальше. И даже как он будет жить дальше — потому что математика учит логике. У нас в стране традиционно уважали математику, и не случайно отечественная математическая школа считается одной из сильнейших в мире. Государство в дальнейшем намерено всячески развивать и поддерживать математическое образование, заверил собравшихся А.Фурсенко.

Выступавший вслед за ним ректор МГУ Виктор Садовничий, математик, мехматянин, человек с огромным преподавательским опытом, глубоко влюбленный в свою науку,  способен говорить о ней бесконечно. «Математика для России всегда была приоритетом», — сказал он, напомнив заодно, что отечественная математическая школа ведет свою историю от знаменитой Школы математических и навигацких наук, учрежденной Петром I. Он отметил, что математика должна выявлять и развивать логическое мышление человека, а также быть инструментом в освоении других областей знаний — естественнонаучных, общественно-социальных, гуманитарных. Ректор МГУ также не забыл подчеркнуть значимость личности школьного преподавателя в образовательном процессе: «Роль учителя в траектории ученика должна быть выдающейся», — сказал он.

Важно не только понимать, что проблем в математическом школьном образовании немало, не менее важно понимать, что сейчас есть возможности их решить, и мы можем сейчас здесь наметить вполне конкретные пути их решения, — подчеркнул в своем докладе Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования. В этом году, как было отмечено всеми, ЕГЭ впервые прошел честно, и в профессиональных кругах хорошо известен афоризм заслуженного учителя России Евгения Бунимовича «В этом году государство впервые сдало экзамен перед выпускниками». Все те проблемы, о которых шла речь в последние годы, стали абсолютно явно видны не только учителям, а и управленцам, и в регионах, и на самом высоком уровне.

Статистика ЕГЭ подтвердила, что уровень математических знаний существенной части выпускников школ не соответствует уровню абитуриентов ВУЗов. Около 20% из них так и осталась на уровне знаний 6-8 классов, до 40% — не выше 9 класса. Только 20% школьников находятся на уровне, необходимом для поступления в технические вузы. И, соответственно, во многих вузах учатся сейчас студенты, заведомо не готовые к такой учебе. Мониторинг показал, что в массовой школе до 50% уроков в 10-11 классах проходят впустую, потому что ученики просто не готовы к восприятию тех знаний, которые они должны в этих классах получать. И в этом случае, что можно ожидать от преподавания физики и химии в этих классах? Более того, что можно ожидать от учеников, если эксперимент последних двух лет — контрольные работы по математике для директоров московских школ, идущих на продление своих контрактов, показал, что сами директора плохо справляются с решением не очень сложных текстовых задач!

И очень грустно, что как показал прошлый год, по всей России очень существенно выросло число троечников. Такой «ярлык» школьник может получить уже в 5-6 классе, и в последующих классах эта проблема не только не исправляется, но процент таких детей растет. А ведь среди этих детей может скрываться очень много талантов, которые так и остаются не раскрытыми. Это не только образовательная, но и огромная педагогическая проблема, которой обязательно нужно заниматься. Она имеет еще и выраженную региональную привязку: в благополучных регионах результаты учеников в среднем от 5 к 7 классу растут, а в неблагополучных — снижаются.

Социологические опросы приносят сегодня, увы, неутешительные результаты. Ни в коем случае нельзя игнорировать тот факт, что вот прямо сейчас на уроки ходят дети, не готовые к этим урокам, для которых они проходят впустую. Сейчас идет широкое обсуждение новых примерных программ по математике, и многие из собравшихся принимают в них участие. Они обсуждались и на форуме в МГУ. Это обязательно должно помочь школам — и учителям, и ученикам.

В рамках форума прошли круглые столы, дискуссии, лекции, вызвавшие живой интерес, давшие массу полезных мнений, записанных в итоговые документы этой встречи. Интерес к математике у школьников, безусловно, есть, и мало того, царица наук становится все более популярной. Как показывает все та же статистика, в 90-е годы в математические кружки при МГУ ходили всего несколько сотен школьников. Сейчас их уже несколько тысяч, и как рассказывал Виктор Садовничий, они уже просто в одном корпусе не умещаются. Сейчас есть все условия для развития качественного математического образования  в школе, которое так нужно стране.

всероссийский форум преподавателей математики московский государственный университет повышение качества преподавания матемитики в школе результаты егэ за 2014 год

Назад

Социальные сети

Комментарии

  • Александр, 10 апреля 2015 г. 22:19:50

    Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого. Запомнив два действия арифметики и надергав цитат из сочинений коллег по научному цеху, можно легко накропать вполне наукообразную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла.
    Ведь на самом-то деле в математике есть только два действия – это сложение и вычитание. Все же остальные, умножение, деление интегрирование и т. п. – это только различные варианты их сочетаний и комбинаций. Но как их не комбинируй, открыть с их помощью какие-либо новые истины невозможно.
    Не открою большого секрета, но любые математические доказательства, по сути представляют собой банальные тавтологии, укладывающиеся в простую формулу: "так как два плюс два равно четырём, то четыре минус два, равно двум". Причем самым любимым математиками методом является доказательство от противного. И вот на подобных тавтологиях и держатся практически все, так называемые, научные теории.
    Публикуясь в своих закрытых изданиях, куда нет доступа свежей мысли и бесконечно цитируя гениальные высказывания друг друга, научное сообщество давно уже превратилось в какую-то секту, умеющих лишь по определённым правилам, манипулировать цифрами, даже не вникая в их физический смысл.
    Более того, в этой мутной псевдонаучной среде имеет место совершенно бредовое мнение, что чем больше в теории арифметики, тем больше в ней науки.
    Зачаточное состояние логического мышления практически всего научного сообщества, является причиной того, что учёные уже не в состоянии более или менее правдоподобно объяснить механизмы даже очень простых явлений природы.
    Ведь из-за несоизмеримости длины и диаметра, математикой невозможно описать даже простую окружность. Хотя с другой стороны, свойство несоизмеримости прекрасно объясняет почему в природе не может быть электрически нейтральных материальных объектов.
    Однако учёные, похоже до сих пор не подозревают, что любой материальный объект всегда будет иметь некоторый электрический заряд, обусловленный сферической геометрией вселенной…

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий