Всероссийская конференция «Повышение качества школьного математического образования и совершенствование методик его оценки в аспекте реализации Концепции математического образования в РФ». Так звучало полное название форума, прошедшего в здании Шуваловского корпуса МГУ, задачей которого было обсуждение качества школьного математического образования в стране.
Несмотря на наводящее трепет название, уже самыми первыми докладами на конференции был задан невероятно позитивный и даже неформальный настрой. Собравшиеся в зале учителя математики — представители всех регионов страны — ничем не напоминали устоявшийся «мультяшный» сухой и строгий стереотип своей профессии. Они живо и непосредственно реагировали на то, что было им близко в докладах, горячо спорили на круглых столах и дискуссиях, в кулуарах оживленно общались и шутили, обсуждая свои насущные проблемы.
Слово для открытия форума было предоставлено помощнику Президента РФ Андрею Фурсенко, который в кратком приветствии подчеркнул, что то, как человек изучал математику, определяет в конечном итоге, как он будет учиться дальше. И даже как он будет жить дальше — потому что математика учит логике. У нас в стране традиционно уважали математику, и не случайно отечественная математическая школа считается одной из сильнейших в мире. Государство в дальнейшем намерено всячески развивать и поддерживать математическое образование, заверил собравшихся А.Фурсенко.
Выступавший вслед за ним ректор МГУ Виктор Садовничий, математик, мехматянин, человек с огромным преподавательским опытом, глубоко влюбленный в свою науку, способен говорить о ней бесконечно. «Математика для России всегда была приоритетом», — сказал он, напомнив заодно, что отечественная математическая школа ведет свою историю от знаменитой Школы математических и навигацких наук, учрежденной Петром I. Он отметил, что математика должна выявлять и развивать логическое мышление человека, а также быть инструментом в освоении других областей знаний — естественнонаучных, общественно-социальных, гуманитарных. Ректор МГУ также не забыл подчеркнуть значимость личности школьного преподавателя в образовательном процессе: «Роль учителя в траектории ученика должна быть выдающейся», — сказал он.
Важно не только понимать, что проблем в математическом школьном образовании немало, не менее важно понимать, что сейчас есть возможности их решить, и мы можем сейчас здесь наметить вполне конкретные пути их решения, — подчеркнул в своем докладе Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования. В этом году, как было отмечено всеми, ЕГЭ впервые прошел честно, и в профессиональных кругах хорошо известен афоризм заслуженного учителя России Евгения Бунимовича «В этом году государство впервые сдало экзамен перед выпускниками». Все те проблемы, о которых шла речь в последние годы, стали абсолютно явно видны не только учителям, а и управленцам, и в регионах, и на самом высоком уровне.
Статистика ЕГЭ подтвердила, что уровень математических знаний существенной части выпускников школ не соответствует уровню абитуриентов ВУЗов. Около 20% из них так и осталась на уровне знаний 6-8 классов, до 40% — не выше 9 класса. Только 20% школьников находятся на уровне, необходимом для поступления в технические вузы. И, соответственно, во многих вузах учатся сейчас студенты, заведомо не готовые к такой учебе. Мониторинг показал, что в массовой школе до 50% уроков в 10-11 классах проходят впустую, потому что ученики просто не готовы к восприятию тех знаний, которые они должны в этих классах получать. И в этом случае, что можно ожидать от преподавания физики и химии в этих классах? Более того, что можно ожидать от учеников, если эксперимент последних двух лет — контрольные работы по математике для директоров московских школ, идущих на продление своих контрактов, показал, что сами директора плохо справляются с решением не очень сложных текстовых задач!
И очень грустно, что как показал прошлый год, по всей России очень существенно выросло число троечников. Такой «ярлык» школьник может получить уже в 5-6 классе, и в последующих классах эта проблема не только не исправляется, но процент таких детей растет. А ведь среди этих детей может скрываться очень много талантов, которые так и остаются не раскрытыми. Это не только образовательная, но и огромная педагогическая проблема, которой обязательно нужно заниматься. Она имеет еще и выраженную региональную привязку: в благополучных регионах результаты учеников в среднем от 5 к 7 классу растут, а в неблагополучных — снижаются.
Социологические опросы приносят сегодня, увы, неутешительные результаты. Ни в коем случае нельзя игнорировать тот факт, что вот прямо сейчас на уроки ходят дети, не готовые к этим урокам, для которых они проходят впустую. Сейчас идет широкое обсуждение новых примерных программ по математике, и многие из собравшихся принимают в них участие. Они обсуждались и на форуме в МГУ. Это обязательно должно помочь школам — и учителям, и ученикам.
В рамках форума прошли круглые столы, дискуссии, лекции, вызвавшие живой интерес, давшие массу полезных мнений, записанных в итоговые документы этой встречи. Интерес к математике у школьников, безусловно, есть, и мало того, царица наук становится все более популярной. Как показывает все та же статистика, в 90-е годы в математические кружки при МГУ ходили всего несколько сотен школьников. Сейчас их уже несколько тысяч, и как рассказывал Виктор Садовничий, они уже просто в одном корпусе не умещаются. Сейчас есть все условия для развития качественного математического образования в школе, которое так нужно стране.