Американская психологическая ассоциация опубликовала в журнале Psychological Review результаты нового исследования, посвященного отношению людей к знанию своей будущей судьбы — большинство предпочло оставаться в неведении.
Исследование проводилось в двух странах, Германии и Испании, в нем участвовало более двух тысяч человек. От 85% до 90% участников не желали заранее знать о дурном, которому предназначено с ними случится. О приятных событиях предпочитали оставаться в неведении от 40% до 70%. А уверенно заявляли о желании и готовности все знать сразу заявлял только 1% участников.
«В греческой мифологии Кассандра, дочь царя Трои, могла видеть будущее. Но, одновременно, она была проклята и никто не верил ее предсказаниям, — сказал Герд Гигерензер (Gerd Gigerenzer), из Института Макса Планка и ведущий автор работы. — В ходе нашего исследования мы обнаружили, что люди предпочитают не иметь способностей, прославивших Кассандру, чтобы попытаться избавиться от страданий, которые может принести знание будущего и избежать сожалений, а также сохранить удовольствие от напряженного ожидания, которое дают приятные события».
Далее, анализ показал, что люди, предпочитающие не знать будущего, более склонны к риску и чаще покупают страхование жизни и юридическое страхование. Это позволяет предположить, что такие люди ожидают от будущего сожалений, заметил Гигензер. имеет значение и время, оставшееся до события — чем оно ближе, тем сильнее готовность остаться в неведении. Скажем, пожилые люди куда чаще молодых хотели бы знать, когда умрет их партнер и по какой причине.
События, о которых спрашивали участников исследования, были самыми разнообразными. Например, кто выиграет футбольный матч, который они намерены посмотреть, или какие подарки будут на Рождество, есть ли жизнь после смерти и закончится ли их нынешний брак разводом. Интересно, что единственным пунктом, по которому желавших знать было больше, чем не желавших (таковых нашлось всего 37%) — это пол будущего ребенка.
Важно отметить, что несмотря на культурные различия между странами и представителями разных поколений, разницу в уровне образования и т.д., пропорции оставались более-менее стабильными.
«Желание знать — естественно для человечества, этому не нужно искать объяснения, — сказал Гигерензер. — Часто людям не просто предлагают участвовать в различных медицинских процедурах, призванных увидеть будущее, но и ожидают этого. Желание не знать кажется контринтуитивным, но сознательное незнание, как мы видим, распространенное состояние умов».