Люди больше всего будут рады получить от вас такой же подарок, какой вы сделали сами себе — теперь эта интуитивно довольно понятная мысль подтверждена исследованием двух психологов, профессора Эвана Полмана (Evan Polman) из университета Висконсин-Мэдисон (США) и профессора Сэма Мальо (Sam Maglio) из университета Торонто (Канада). Их статью, опубликованную в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, пересказывает пресс-релиз университета Висконсин-Мэдисон.
Полман и Мальо попросили сотни добровольцев оценить степень желанности и уместности подарков из длинного списка. Часть участников эксперимента оценивала подарки сами по себе, часть же просили дополнительно вообразить, что к подарку приложена открытка со словами вроде: «Надеюсь, тебе понравится. Я сам купил себе такой же».
«Изначально мы вдохновлялись такими подарками, как "браслеты для друзей", когда два человека носят одинаковые вещи», — объяснил Полман.
Эксперимент показал, что та же самая вещь становится более желанным подарком, если человеку говорят, что даритель сам купил себе такую же. Авторы статьи объяснили это явление особым психологическим механизмом, который они назвали «компаньонизацией».
«Между сходством и симпатией есть неразрывная связь, — прокомментировал Полман. — Чем больше вы с кем-то похожи, тем больше он вам нравится. Когда вы получаете в подарок то, что даритель уже купил себе, вы становитесь больше похожим на него. Поэтому и подарок начинает вам нравиться больше».
Открытие такого простого метода повышать ценность подарков для получающих их людей весьма важно с экономической точки зрения. Ежегодно на Рождество, День Рождения и другие праздники жители развитых стран получают миллионы подарков, и далеко не всеми бывают довольны. Не понравившиеся подарки они выбрасывают или продают по дешевке, что экономически нецелесообразно. Теперь мы знаем, как можно смягчить эту проблему.
Впрочем, этот метод, конечно, не всегда применим. Например, едва ли он сработает в случае подарков вождям — но это особая и очень интересная тема.