Международная группа исследователей выявила на Венере тектоническое движение блоков земной коры, которые сталкиваются друг с другом, как расколотые глыбы пакового льда. Движение этих блоков может указывать на то, что Венера все еще геологически активна, и дать ученым представление как о тектонике экзопланет, так и о самой ранней тектонической активности на Земле, сообщает пресс-служба Университета штата Северная Каролина (США). Открытие описано в журнале PNAS.

Это открытие важно, потому что долгое время считалось, что у Венеры неподвижная твердая внешняя оболочка, или литосфера, как у Марса или Луны Земли. Напротив, литосфера нашей планеты разбита на тектонические плиты, которые скользят друг по другу и отдельно друг от друга поверх горячего, более слабого слоя мантии.

Ученые использовали радиолокационные изображения миссии НАСА Magellan, чтобы нанести на карту поверхность Венеры. Изучая обширные низменности планеты, составляющие большую часть поверхности, они увидели области, где большие блоки литосферы, похоже, перемещались: раздвигались, сдвигались, вращались и скользили, как битый паковый лед по замерзшему озеру. Команда создала компьютерную модель этой деформации и обнаружила, что медленное движение внутренней части планеты может объяснить стиль тектоники, наблюдаемый на поверхности.

«Эти наблюдения говорят нам, что внутреннее движение вызывает деформацию поверхности Венеры, подобно тому, как это происходит на Земле, – говорит ведущий автор исследования Пол Бирн, доцент кафедры планетологии в Университете штата Северная Каролина. – Тектоника плит на Земле обусловлена ​​конвекцией в мантии. Мантия горячая или холодная в разных местах, она движется, и часть этого движения передается на поверхность Земли в виде движения плит».

Вариация такого сценария, вероятно, разыгрывается и на Венере. Тектоника плит на этой планете не совсем похожа на земную – на Венере не образуются огромные горные хребты или гигантские системы субдукции. Но это, тем не менее, –свидетельство деформации из-за внутренней мантии. Деформация, связанная с этими блоками земной коры, также может указывать на то, что Венера все еще геологически активна.

Исследователи считают, что недавно обнаруженный узор «паковых льдов» Венеры может дать ключ к пониманию тектонической деформации на планетах за пределами нашей Солнечной системы, а также на Земле миллионы лет назад.

[Фото: NC STATE UNIVERSITY, BASED UPON ORIGINAL NASA/JPL IMAGERY]